АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 
Рассмотрены особенности формирования сибирских населенных пунктов на примере сел Спасского сельского поселения (Томская область); определено влияние Московско-Сибирского тракта на развитие притрактовых сел на основе анализа численных показателей количества дворов и количества жителей. Выполнен анализ сел Спасского сельского поселения, включающий историю формирования населенных пунктов, единицы управления территорией, начиная от домохозяйства, волостное управление, отнесение населенных пунктов к волостям после реформы 1861 г. и динамику изменения границ волостей на основе списков населенных пунктов Томской губернии в конце XIX начале XX в. Актуальность исследования определяется малой степенью изученности историко-культурного наследия сел Томской области и проблемами сохранения исторических сельских поселений на территории России.
Цель исследования – изучение истории становления и развития притрактовых сел Спасского сельского поселения Томской области.
В процессе исследования использовался метод критического анализа научной литературы и архивных документов, системно-структурный анализ информации и творческий синтез при формировании выводов. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при выполнении проектных работ по перспективному развитию бывших притрактовых сел Сибири.
Научная новизна исследования заключается в изучении истории формирования и развития сел Спасского сельского поселения, ранее мало изученного. Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические труды историков и архитекторов, приведенные в библиографическом списке статьи.
Рассматривается культурно-эстетическая функция в создаваемом закрытом пространстве большого объема – метро, где наиболее ярко проявляется потребность в разнообразии среды, в том числе эстетическом. Разнообразие метро рассматривается как необходимая социально-экономическая функция.
Разнообразие метро реализуется за счет применения культурно-эстетических приемов, отражающих историю, культуру. Такие приемы резкого расширения разнообразия были впервые применены при проектировании и строительстве Московского метро.
Развитие такого опыта анализируется на примерах архитектуры Московского и Новосибирского метрополитенов: показано, что рассматриваемая функция остается неизменной, несмотря на смену стилей в архитектуре и искусстве, и соответствует им. Со временем такие приемы расширяются: помимо фундаментальных, заложенных в архитектурном проекте станции, появляются временные экспозиции, которые отражают культуру и историю метро и города. Все это способствует развитию разнообразия окружающей среды в метро, поддержания благоприятного состояния общества и культурного воспитания. В том числе это работает на развитие туристического потенциала города и информации о городе в целом. Поэтому эстетическое разнообразие можно считать важной самостоятельной функцией огромного закрытого антропогенного пространства – метро.
Рассмотрены архитектурно-художественные, функционально-планировочные, пространственные, композиционные, концептуальные, эстетические, ландшафтные особенности формирования городского сквера. Разработаны принципы проектирования городского сквера в новых социально-экономических условиях развития и формирования высокоурбанизированных территорий. Рассматриваются особенности и закономерности формирования объемно-пространственной структуры сквера с учетом пространственной организации ландшафта.
На основе проведенного анализа и практики формирования пространства сквера выведено пять принципов проектирования городского сквера.
Исследованы механизмы цифровой имитации традиционных инструментов проектирования частных садов Китая на примере Сада культивации, расположенного в г. Сучжоу, с последующей генерацией новых графоаналитических моделей плана. Рассмотрены различные подходы к исследованию пространства как целостной структуры. Исследованы работы ученых по данной тематике, как отечественных, так и зарубежных, на основании чего выбран один из точных математических инструментов для анализа планировочной структуры. Дано определение графа в контексте архитектуры, рассмотрены области его применения. Проведена аналогия между графоаналитическим представлением объекта и традиционными китайскими инструментами и методиками для формирования пространства. Создана и исследована графоаналитическая модель Сада культивации, на основании которой были сгенерированы новые планировочные схемы.
Актуальность темы заключается в использовании новых инструментов и методик для анализа пространственной структуры исторических объектов и создании на этой основе новых планировочных решений.
Цель работы: изучить графоаналитическую модель сада, расписать основные этапы ее создания. Выявить особенности генерации новых планировочных структур.
Методы: анализ источников и литературы по теме исследования. Фотофиксация и обмеры Сада культивации. Метод компьютерного моделирования. Метод цифрового структурного анализа. Метод генеративного проектирования.
Подробно разобран механизм генерирования в виде скрипта в Rhinoceros (Grasshopper). На основании одного сгенерированного примера показан процесс создания плана сада. В заключении дается оценка инструмента анализа и генерирования, приводятся его особенности и недостатки. Обозначен дальнейший вектор работ в доработке скрипта для более быстрой и наглядной подачи результата.
Феномен классического направления в архитектуре состоит в его способности к эволюционизированию – поступательному развитию во временном контексте и, как следствие, в его неугасающей актуальности по сей день. В статье рассматривается становление и развитие классической архитектурной мысли в период античности как основы для исследования классицистических тенденций последующих периодов, вплоть до настоящего времени.
Цель исследования – выявление наиболее устойчивых канонов формообразования классической античной архитектуры.
Научная новизна состоит в системном подходе к изучению эволюции античной архитектурной теории, учитывающей многообразие внешних факторов и опирающейся на античную философию.
Основным уровнем научного познания принят теоретический (исторический) метод, предполагающий изучение информации – графических и текстовых материалов, освещающих контекст эпохи, а также системный анализ материала с выявлением основных принципов формирования стиля.
В результате исследования выявлены особенности архитектурной мысли античности, которые, развиваясь в неразрывной связи с философией, определили дальнейшее развитие классического направления в архитектуре.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ 
Основной функциональный контингент зданий лечебных учреждений составляют люди с ограниченными возможностями, значения параметров движения которых при эвакуации до недавнего времени оставались неизвестными. Для их установления проведена тренировочная (неанонсированная для пациентов) эвакуация.
Её результаты показали, что значения параметров движения потоков этого контингента людей, определяющие расчѐтное время эвакуации (tр), значительно ниже, чем у здоровых людей, или они вообще неспособны самостоятельно передвигаться (в зданиях стационаров).
Данные же о времени начала эвакуации (tн.эв) опубликованы не были. Поэтому в настоящей статье впервые описываются натурные наблюдения хода формирования величины tн.эв и анализируются результаты исследований времени начала эвакуации пациентов с ограниченными возможностями передвижения, полученные в результате натурных наблюдений в отделениях поликлинического корпуса Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (ГБУЗ МО МОНИКИ). Эти данные образовали исходную статистическую базу.
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ 
ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ, ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ 
Разработка способов создания прочного основания для укладки верхнего строения железнодорожного пути становится особенно актуальной в условиях расширения полигона тяжеловесного движения поездов.
Цель исследования – технико-экономическое обоснование применения метода холодной регенерации грунтов для усиления основной площадки земляного полотна.
Для выявления преимуществ данного метода созданы модели технологических процессов производства работ по созданию слоев грунтобетона различной толщины, определены основные технико-экономические показатели моделей, выполнен сравнительный анализ с аналогичными показателями наиболее используемых в настоящее время технологических вариантов усиления рабочей зоны земляного полотна: заменой слабого грунта и созданием защитного слоя из щебеночно-песчано-гравийной смеси, армированного объемной георешеткой.
В результате проведенных исследований определены: необходимое количество исполнителей, продолжительность работ, выработка, производительность и затраты труда, заработная плата, стоимость эксплуатации машин и механизмов, затраты на материалы и общая стоимость работ.
При анализе их значений для всех сравниваемых технологических вариантов сделан вывод об очевидном преимуществе метода холодной регенерации грунтов практически по всем показателям.
В проектировании автомобильных дорог важнейшим является получение оптимальной поверхности дороги (проезжая часть – левая и правая сторона, обочины – левая и правая, откосы – левый и правый и т. д.) по ряду критериев (порой таких критериев сотни), например по уклону, по абсолютной отметке, по отметке относительно уровня грунтовых вод, по расстоянию от верха водопропускной трубы и др. В большинстве САПР (систем автоматизированного проектирования) цифровая модель проекта строится за счет использования триангуляции Делоне.
В статье рассматривается новый математический аппарат пространственного трассирования автомобильных дорог на основе коробчатых поверхностей, образуемых движением незамкнутого многогранника. Предлагаемый подход к решению задачи оптимизации проектирования автомобильных дорог состоит в переходе к математическому моделированию автомобильных дорог на основе коробчатых поверхностей, образуемых движением незамкнутого гладкосклеенного криволинейного многогранника, в рамках технологии информационного моделирования (BIM моделирования).
ISSN 2310-0044 (Online)