Культурно-эстетическая функция советского и российского метро
https://doi.org/10.31675/1607-1859-2021-23-1-34-49
Аннотация
Рассматривается культурно-эстетическая функция в создаваемом закрытом пространстве большого объема – метро, где наиболее ярко проявляется потребность в разнообразии среды, в том числе эстетическом. Разнообразие метро рассматривается как необходимая социально-экономическая функция.
Разнообразие метро реализуется за счет применения культурно-эстетических приемов, отражающих историю, культуру. Такие приемы резкого расширения разнообразия были впервые применены при проектировании и строительстве Московского метро.
Развитие такого опыта анализируется на примерах архитектуры Московского и Новосибирского метрополитенов: показано, что рассматриваемая функция остается неизменной, несмотря на смену стилей в архитектуре и искусстве, и соответствует им. Со временем такие приемы расширяются: помимо фундаментальных, заложенных в архитектурном проекте станции, появляются временные экспозиции, которые отражают культуру и историю метро и города. Все это способствует развитию разнообразия окружающей среды в метро, поддержания благоприятного состояния общества и культурного воспитания. В том числе это работает на развитие туристического потенциала города и информации о городе в целом. Поэтому эстетическое разнообразие можно считать важной самостоятельной функцией огромного закрытого антропогенного пространства – метро.
Об авторах
А. В. КинштРоссия
Киншт Александр Владимирович, докт. с.-х. наук
630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 38
А. А. Шамец
Россия
Шамец Андрей Андреевич, студент
630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 38
Список литературы
1. Охрана ландшафтов. Толковый словарь. Москва : Прогресс, 1982. 272 с.
2. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). Москва : Россия Молодая, 1994. 367 с.
3. Киншт А.В. Средовой подход и окружающая среда в архитектуре и градостроительстве: экологический взгляд // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2017. № 3. С. 40–47.
4. Видеоэкология. URL: http://www.videoecology.com/author.html (дата обращения: 12.05.2020).
5. Снегирев В. Архитектурное наследие В.И. Баженова // Архитектура СССР. Москва : Орган Союза советских архитекторов, 1937. 21 с.
6. Узнай Москву. URL: https://um.mos.ru/routes/moskovskoe-metro-po-stantsiyam-obektamkulturnogo-naslediya/ (дата обращения: 10.03.2020).
7. Посохин М.В. Город для человека. Москва : Прогресс, 1980. 220 с.
8. Архитектура Новосибирска. URL: http://nsk.novosibdom.ru/node/2323 (дата обращения: 09.04.2020).
9. Архитектура Новосибирска. URL: http://nsk.novosibdom.ru/node/2324 (дата обращения: 09.04.2020).
10. Мир метро. URL: http://www.mirmetro.net/novosibirsk/lines/dzerzhinskaya/12_marshala_pokryshkina (дата обращения: 09.04.2020).
11. Мир метро. URL: http://www.mirmetro.net/novosibirsk/lines/leninskaya/11_gagarinskaya (дата обращения: 09.04.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Киншт А.В., Шамец А.А. Культурно-эстетическая функция советского и российского метро. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021;23(1):34-49. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2021-23-1-34-49
For citation:
Kinsht A.V., Shamets A.A. Cultural and aesthetic functions of Soviet and Russian metro. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2021;23(1):34-49. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2021-23-1-34-49