
Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета
Основной целью и задачей журнала является предоставление возможности ученым, специалистам и аспирантам России, ближнего и дальнего зарубежья публиковать результаты своих научных исследований по проблемам строительства и архитектуры.
Тематические рубрики:
- Строительные конструкции, здания и сооружения;
- Основания и фундаменты, подземные сооружения;
- Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение;
- Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов;
- Строительные материалы и изделия;
- Технология и организация строительства;
- Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей;
- Строительная механика;
- Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства;
- Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия;
- Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности;
- Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов.
Тематические рубрики соответствуют Перечню отраслей науки и группам специальностей научных работников в соответствие с Номенклатурой специальностей: 05.23.00 «Строительство и архитектура» (архитектура, технические науки).
Первый номер журнала за 2019 г. размещён в базах EBSCO Publishing и в ЭБ ООО "Итеос" (КиберЛенинка).
Текущий выпуск
В статье рассматривается застройка квартала, расположенного в историческом ядре города Ачинска и представляющая собой локальный исторический комплекс сформированный тремя крупными домовладениями – усадьбами купцов Максимова, Бородавкина и Мокроусова. Актуальность темы исследования определяется низкой степенью изученности вопросов формирования архитектурного облика города Ачинска, а также истории возведения объектов исторической застройки с одновременно существующей проблемой их физической утраты.
Целью исследования является изучение архитектурно-градостроительного фрагмента исторической застройки Ачинска для выявления характерных особенностей пространственно-планировочной и функциональной организации города, определение архитектурно-стилистических приемов и качеств зданий, установление степени влияния отдельной социальной группы на формирование архитектурной среды города.
Научная новизна исследования состоит в комплексном историко-архитектурном анализе застройки квартала исторического центра г. Ачинска в границах улиц: Ленина, Дзержинского, Пузановой, Комсомольской; во введении в научный оборот ранее неопубликованных архивных данных и исторических иконографических материалов; фиксации актуального состояния исторического комплекса.Научной базой статьи являются материалы историко-архивных, библиографических и натурных исследований. Использованы методы натурного исследования, комплексного, системного и сравнительного анализа информации.
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена возрастающими проблемами сохранения историко-культурного наследия России, и города Томска в частности. В статье рассматривается воздействие и последствия транспортных вибраций и блуждающих токов на памятники архитектуры. Цель статьи – обратить внимание на постоянно действующие в современных условиях источники нарушения конструктивной целостности памятников – транспортные вибрации и блуждающие токи.
Методологической и теоретической основой являются статьи и книги различных авторов, и другие источники, приведённые в библиографическом списке.
Новизна исследования заключается в предложениях по обеспечению безопасности церкви Александра Невского в г. Томске – памятника архитектуры регионального значения, от вибраций и блуждающих токов, генерируемых трамвайными путями, проходящими в непосредственной близости от церкви.
В результате исследования даны рекомендации по устранению негативного влияния транспортных вибраций на конструкции памятников архитектуры на примере церкви Александра Невского в г.Томске.
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 
В статье рассматривается застройка квартала, расположенного в историческом ядре г. Ачинска. Застройка представляет собой локальный исторический комплекс, сформированный тремя крупными домовладениями – усадьбами купцов Максимова, Бородавкина и Мокроусова.
Актуальность темы исследования определяется низкой степенью изученности вопросов формирования архитектурного облика г. Ачинска, а также истории возведения объектов исторической застройки с одновременно существующей проблемой их физической утраты.
Целью исследования является изучение архитектурно-градостроительного фрагмента исторической застройки Ачинска для выявления характерных особенностей пространственно-планировочной и функциональной организации города, определение архитектурно-стилистических приемов и качеств зданий, установление степени влияния отдельной социальной группы на формирование архитектурной среды города.
Научная новизна исследования состоит в комплексном историко-архитектурном анализе застройки квартала исторического центра г. Ачинска в границах улиц Ленина, Дзержинского, Пузановой, Комсомольской; во введении в научный оборот ранее неопубликованных архивных данных и исторических иконографических материалов; в фиксации актуального состояния исторического комплекса.
Использованы методы натурного исследования, комплексного, системного и сравнительного анализа информации.
Научной базой статьи являются материалы историко-архивных, библиографических и натурных исследований.
Актуальность. Перемены, происходящие в стране и в мире, сопутствующие им события приводят к значительной психологической травматизации больших человеческих групп. Данный процесс влияет на изменение внутреннего состояния и отражается на массовом поведении людей. Городская среда, как фактор невербального воздействия на человека, может играть важную роль в психологическом оздоровлении большого количества людей.
Ключевой целью работы является выявление закономерностей влияния городской среды на психологию поведения больших групп людей с последующей разработкой критериев оценки и принципов формирования адаптивной урбанистической среды, оказывающей ресурсное влияние на психику человека.
Методы. Основой настоящего исследования является анализ и систематизация отечественного и зарубежного опыта формирования адаптивной городской среды на стыке нескольких направлений: архитектуры, градостроительства, психологии и социологии.
Результаты. В структуре «когнитивной урбанистики» выделено направление «когнитивно-поведенческая урбанистика», дано определение. Исследованы различные модели восприятия человеком городской среды. Разработаны критерии оценки урбанистической среды с точки зрения ее адаптивности. Предложены принципы проектирования адаптивных городских пространств.
Выводы. Показано, что определение критериев адаптивности городской среды позволяет проводить оценку городов с целью выявления дезадаптивных аспектов среды и их дальнейшего устранения. Перспектива восстановления и строительства новых городов создает необходимость дальнейшего исследования когнитивных урбанистических моделей с целью создания городской среды, оказывающей ресурсное влияние на психику человека.
Актуальность темы исследования обусловлена постоянным ростом интереса к тематике цифровой трансформации общества и всех сфер деятельности, в которое оно вовлечено. Одним из важных этапов развития любого социума является изучение его истории, сохранившейся в артефактах инженерной мысли сооружений прошлых поколений. Поскольку каждая эпоха отличается характерными особенностями, то закономерно менялись и архитектурные идеи, которые неразрывно связывают определенную эпоху со стилем построек зданий и сооружений.
Основная цель исследования – разработать программное решение, которое в автоматизированном формате сможет определять стиль архитектурной постройки здания.
Для любого интересующегося историей человека, вне зависимости от пола и возраста, порой недостаточно изучить материалы исторических книг, чтобы безошибочно определять архитектурный стиль здания. Как и в большинстве других областей знаний, очень важна практика, восполнить недостаток которой поможет разработанная авторами интеллектуальная модель на основе методов искусственного интеллекта.
Актуальность. В статье рассмотрена актуальная проблема, связанная с дальнейшим развитием и адаптацией исторических городов России к современным условиям на примере г. Кемерово.
Целью проводимого исследования является оценка изменений, происходящих с городскими кварталами Кемерово в процессе его развития от основания до современности. Периоды выбраны в соответствии с поэтапным появлением новых генеральных планов города.
Методология и методы исследования основываются на междисциплинарном подходе, применяемом для изучения архитектурно-планировочного развития г. Кемерово. В работе использован принцип историзма, который позволяет рассмотреть архитектурно-планировочное развитие в контексте эволюции определенных временных и пространственных границ. Сравнительный анализ дает возможность выделить основные хронологические периоды в развитии кварталов, проектные и планировочные решения.
Научная и практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в исследованиях по изучению планировочного развития исторических городов, при выполнении проектов по реновации исторических территорий г. Кемерово, в работе по сохранению ценной историко-культурной среды города.
Результаты. На основе проанализированных данных были разработаны сводные табличные и графические материалы. В результате проведенного исследования были выявлены факторы, повлиявшие на рост кварталов, обозначены этапы развития городской застройки, а также определены возможные перспективы для дальнейшего развития и адаптации кварталов г. Кемерово.
Актуальность. Наблюдаемый в последнее время взрывной рост числа средств индивидуальной мобильности, особенно в крупных городах, обострил проблему неприспособленности транспортно-пешеходной инфраструктуры к подобного рода движению. В связи с этим приобретает особую актуальность разработка градостроительных стратегий для полноценной интеграции нового вида мобильности в систему движения на урбанизированных территориях.
Цель настоящего исследования заключается в выработке градостроительных рекомендаций по формированию инфраструктуры микромобильности для г. Казани и реализации проектных решений по её развитию.
Основные результаты исследования состоят в проведении комплексного анализа градостроительных условий, направленного на выявление особенностей, определяющих формирование инфраструктуры микромобильности в городе. Авторами определена специфика планировочной организации сети микромобильности в различных градостроительных зонах Казани. Выявлены границы и дислокация сети микромобильности города, определены её планировочные особенности и разработаны приемы формирования инфраструктуры.
Впервые выработаны градостроительные рекомендации по развитию инфраструктуры микромобильности Казани, что определяет особую значимость результатов настоящего исследования.
Актуальность исследования обусловлена возрастающими проблемами сохранения историко-культурного наследия России, и в частности города Томска. В статье рассматриваются последствия воздействия транспортных вибраций и блуждающих токов на памятники архитектуры.
Цель статьи: обратить внимание на постоянно действующие в современных условиях источники нарушения конструктивной целостности памятников – транспортные вибрации и блуждающие токи.
Основой настоящей работы стали результаты натурных исследований объекта – памятника архитектуры регионального значения церкви Александра Невского в г. Томске, анализ ситуационного плана города в районе улиц Герцена и Советской, проведенные авторами. Составлена схема защиты памятника от распространения негативных влияний городской среды.
Новизна исследования заключается в выработке конкретных предложений по обеспечению безопасности церкви Александра Невского в г. Томске от вибраций и блуждающих токов, генерируемых трамвайными путями, проходящими в непосредственной близости от объекта.
В результате исследования представлены рекомендации по устранению негативного влияния транспортных вибраций на конструкции памятников архитектуры на примере церкви Александра Невского в г. Томске.
Статья посвящена изучению многофункциональных общественных зданий досугового назначения для разработки на основе существующих норм и правил проектирования современного студенческого досугового центра для студентов Томского государственного архитектурно-строительного университета.
В работе рассмотрены и проанализированы яркие примеры клубных зданий, построенных в 20–30-е гг. ХХ в. по проектам известного советского архитектора К. Мельникова.
Целью работы является создание концепции студенческого досугового центра ТГАСУ в г. Томске.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания комфортной среды для организации отдыха студентов в соответствии с современными условиями.
В ходе исследования применялись методы комплексного анализа и систематизации данных из привлеченных библиографических источников, сравнительного анализа и творческого синтеза для разработки проектных решений.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке докладов для конференций, в качестве эскизного проекта для реального проектирования.
Научная новизна исследования заключается в проведенном анализе привлеченных источников и предложенном автором проектном решении.
Результатом исследования стала концепция студенческого досугового центра ТГАСУ, представляющая собой целостную спортивно-досуговую зону, отвечающую современным требованиям комфортного отдыха молодежи.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ 
Актуальность. Сталежелезобетонные перекрытия со сборными железобетонными плитами являются индустриальной быстровозводимой конструкцией. Применение таких конструкций позволяет сокращать сроки строительства, экономить металл, получать эффективные конструкции без выступающих балок на пролетах до 20 м под нагрузки гражданских зданий, сооружений и автостоянок. В известных источниках, сводах правил и зарубежных нормах сборные железобетонные плиты перекрытий не включаются в работу комбинированной конструкции, т. к. проектировщики стараются избегать сложных узлов соединений (сварка, болты) при строительстве. Несомненный интерес представляет включение в работу комбинированной сталежелезобетонной балки сборных плит, а также бетона омоноличенных швов между сталью и плитами при отсутствии дополнительных анкеров и связей.
Цель. Для выявления работы на сдвиг рассмотрены результаты экспериментальных исследований моделей конструкций, а также крупномасштабных перекрытий размером 6×10 м со сборными плитами.
Основные результаты. Выявлены закономерности работы контактных зон «сталь – бетон» и «сталь – бетон – анкер», построены диаграммы работы контактных зон для численных расчетов. Испытания перекрытий показали, что при использовании простейших способов объединения монолитный железобетон, объединяющий сталь и сборные элементы, задействует в работу сборные плиты на расстоянии от оси балки не менее 2 толщин перекрытий для двух различных способов опирания.
Выводы. Численное моделирование с учетом работы контактной зоны показало хорошую сходимость с экспериментальными результатами. Рекомендуется уточнить значения ширины сжатой полки бетона в нормативных документах для расчета конструкций со сборным железобетоном.
Актуальность. В настоящее время одной из основных задач при проектировании зданий и инженерных сооружений является создание оптимальных конструкций, обладающих наилучшими экономическими показателями, такими как минимальная материалоемкость и, соответственно, стоимость.
Цель настоящего исследования заключается в создании методики, дающей возможность определять оптимальные геометрические параметры поперечного сечения изгибно-жесткой нити, обеспечивающие минимум потенциальной энергии деформации, для достижения требований по минимальному весу, исходя из ограничений по прочности и жесткости проектируемого элемента.
Проблема поиска оптимальных параметров сведена к задаче нелинейного математического программирования с применением энергетического критерия. В качестве энергетического критерия выступало условие о достижении минимума потенциальной энергии деформации рассчитываемого элемента.
Результаты. Дана оценка адекватности результатов, получаемых с помощью разработанной методики. Проведен численный эксперимент по определению оптимальных геометрических характеристик поперечного сечения изгибно-жесткой нити. Установлено, что расхождения в значениях результатов, полученных предложенной технологией моделирования и общепризнанным методом конечных элементов, незначительны и находятся в рамках погрешности вычислений.
Выводы. Предложенная методика дает возможность решать в геометрически нелинейной постановке обратные задачи, в числе которых поиск оптимальных геометрических характеристик элементов, совмещающих работу балок и гибких нитей. Кроме того, это может найти применение на стадии проектирования большепролетных покрытий общественных зданий и инженерных сооружений.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ 
Однородность химико-минералогического состава – один из основных факторов, влияющих на гидравлическую активность клинкера. С целью подтверждения данного фактора было проведено исследование клинкеров, полученных в один и тот же период на печах разного способа производства: печи мокрого способа Æ4,5´170 м и печи сухого способа Æ4,34´54 м.
Актуальность. Актуальность темы обусловлена повышенным интересом к факторам, влияющим на основной показатель качества портландцементного клинкера – его прочность. С внедрением сухого способа производства особое внимание привлечено к вопросу однородности химико-минералогического состава приготавливаемых сырьевых смесей.
Задачи исследования. Приготовление сырьевых смесей для дальнейшего получения клинкера мокрым и сухим способом производства. Определение химического состав смесей рентгенофлуоресцентным методом анализа. Определение минералогического состава полученных клинкеров методом порошковой дифракции. Изучение микроструктуры клинкеров петрографическим методом анализа. Сравнение полученных результатов и формулирование выводов.
Методы. Для изучения микроструктуры клинкеров был проведён петрографический анализ. Полированные шлифы рассматривались под металлографическим микроскопом МИМ-7 при увеличении 500× с использованием в качестве травителя дистиллированной воды и 0,1Н соляной кислоты.
Химический состав клинкера определялся рентгенофлуоресцентным методом на спектрометре S8 TIGER. Данные о минералогическом составе исследуемых клинкеров были получены на дифрактометре D8 ENDEAVOR.
Результаты. Структура клинкера, полученного на печах сухого способа производства, гломеробластическая. В основном минералы образуют скопления, чередующиеся друг с другом. Кристаллизация клинкера среднекристаллическая, неравномерно-зернистая. Алит и белит могут образовывать как отдельные зерна, так и сростки или скопления.
Выводы. Неоднородность химического состава сырьевых смесей непосредственно влияет на минералогический состав клинкера и его микроструктуру, что сказывается на показателях гидравлической активности.
Актуальность. Силикатные материалы традиционно занимают важное место в материаловедении, несмотря на непрерывно меняющиеся запросы технологии. Совершенствование материалов требует развития теории. Обширный опыт, накопленный технической и экспериментальной минералогией, не всегда согласуется с традиционными представлениями, а иногда и совсем не находит в них объяснения. Такая ситуация возникла при попытке описания аномально высоких кинетических параметров диффузии и кристаллизации в стеклах и ситаллах. Поиск решения проблемы привел к использованию наиболее общих законов естествознания – теории колебаний и волн.
В условиях неравновесной кристаллизации в искусственных силикатных системах авторами установлен механизм спинодального распада, который позднее нашел подтверждение в вулканических стеклах Земли и Луны, а также в тектитах. Развиваемая авторами модель пространственно-замкнутых динамических структур адекватно учитывает кинетику фазовых превращений, когда формирование продуктов ликвации (молекулярных кластеров) и связей между ними имеет резонансную природу.
Результаты. Создан новый класс многофункциональных материалов с необычным сочетанием физических и химических свойств. Синтетические метасиликаты уже нашли около трех десятков новых технологических применений: в медицине (хирургии, стоматологии), в производстве бытовой и аэрокосмической техники, в материаловедении (в качестве модифицирующих добавок в керамику, полиэтилен, линолеум, асфальт), в виде жаропрочной, износостойкой футеровки, золои шлакопроводов. Показана экономическая эффективность ситаллов на примере федерального проекта «Северный широтный ход».
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА 
Актуальность. В связи с потребностью строительной отрасли в интенсификации различных технологических процессов (бетонных работ и пр.) необходимо достичь сокращения сроков набора требуемых прочностных показателей бетона (проектная, распалубочная, критическая прочность и др.). Актуальной является разработка технологий, позволяющих ускорить процесс набора требуемых прочностных показателей конструкций из бетонов и повысить прочностные показатели в конкретные интервалы времени выдерживания конструкций.
Проведен анализ существующих технологий активации цементных суспензий, бетонов и растворов. Выявлены наиболее перспективные и менее изученные направления повышения прочностных показателей цементосодержащих материалов.
Основной целью исследования является поиск и подбор, сочетание наиболее оптимального режима обработки водоцементной суспензии, позволяющего получить кратное увеличение прочности цементного камня в первые семь суток, по сравнению с образцами на основе необработанной суспензии. В дальнейшем это должно позволить значительно уменьшить сроки производства бетонных работ за счет сокращения сроков набора требуемой распалубочной прочности конструкций.
Методы. Применена комбинация методов электрофизического воздействия, нацеленная на разработку технологии повышения прочностных показателей и ускорение набора прочности образцов цементного камня. Комбинация включает несколько методов электрофизической активации на основе электрополяризационной обработки, электрогидравлического удара и ультразвуковой обработки.
Результаты. Экспериментально подтверждено повышение прочностных показателей цементного камня в результате применения предложенной авторами комплексной электрофизической обработки, а также показано оптимальное водоцементное соотношение, которое дает наибольший прирост прочности образцов в возрасте семи суток.
ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ, ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 
Объектом исследования является двухэтажное кирпичное здание постройки 1854 г., длительное время (в течение 168 лет) бывшее в эксплуатации и получившее значительные деформации стен и столбов.
Целью работы стало определение несущей способности стен и столбов здания в условиях значительных перемещений бутового фундамента, расположенного на нестабильном грунтовом основании.
Вследствие негативного воздействия многократного промораживания и оттаивания грунтов, сил морозного пучения на бутовый фундамент и геотехнического влияния со стороны р. Томи, выражающегося в значительном колебании уровня воды в меженный и паводковый периоды и его гидравлической связи с поземными водами в основании здания, фундаменты получили существенные и неравномерные осадки. В результате воздействий пространственная жесткость здания исторической застройки оказалась нарушена с образованием трещин в кирпичных стенах и столбах.
По материалам обследования было выполнено моделирование напряженно-деформированного состояния здания в программном комплексе Ing+2021 MicroFe с разработкой конечно-элементной расчетной модели.
Полученные результаты позволили разработать рекомендации по обеспечению необходимой пространственной жесткости кирпичного здания путем усиления с внешней стороны наружных стен напрягаемыми стальными тяжами, расположенными в уровне междуэтажного и чердачного перекрытий.
Исследованы усилия вдавливания свай в инженерно-геологических условиях г. Томска.
Актуальность. Метод вдавливания свай является одним из немногих, позволяющих погружать сваи заводского изготовления в условиях плотной городской застройки с большим количеством исторических зданий, что делает настоящую работу крайне актуальной для г. Томска и других аналогичных городов.
В статье приводятся результаты сопоставления усилий вдавливания свай, полученных экспериментальным путем на реальных строительных площадках г. Томска, с расчетными усилиями вдавливания, определенными по методикам нормативных документов.
Результаты исследований позволили оценить применимость указанных методик для инженерно-геологических условий г. Томска, а также выявить факторы, которые могут снизить их достоверность.
Практическая значимость. Даны рекомендации по выбору методики определения усилия вдавливания свай в зависимости от грунтовых условий площадки строительства.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ 
Актуальность. Требования на проведение штамповых испытаний по грунту под острием буронабивных свай обосновываются нормативно-техническим регламентом на возведение свайных фундаментов опор мостов. В научных публикациях отсутствует информация оценки надежности испытаний. Фундаменты опор мостов являются элементами мостовых сооружений и относятся к стратегическим и экономически ответственным объектам транспортной инфраструктуры территории РФ, поэтому должны обладать высоким уровнем надежности как на стадии проектирования, так и эксплуатации.
Цель. Практическое применение теории надежности для штамповых испытаний для обеспечения контроля строительства и экономических затрат. Вероятностный подход в обеспечении надежности штамповых испытаний обусловлен факторами случайной природы характеристик напряженно-деформированного состояния грунтов под острием буронабивной сваи, их вероятностью безотказной работы.
Результаты. Рассмотрены примеры плотности распределения вероятности отказов в функции времени, допускающие некоторые ограничения в виде этапов и времени нагружения без снижения достоверности результатов испытаний, и возможность использования реальной экспериментальной зависимости «нагрузка – осадка» для обоснования программных требований и экономической целесообразности проведения работ.
В статье приведены результаты исследования влияния температурных факторов на параметры чаши прогиба дорожной одежды при испытаниях по оценке прочности установками динамического нагружения.
Актуальность работы обусловлена высоким влиянием температуры асфальтобетона на результаты испытаний и необходимостью ее учета путем приведения получаемых при фактической температуре результатов к сопоставимому с проектными данными виду при выполнении диагностики эксплуатируемых автомобильных дорог.
Цель экспериментальных исследований – выявление температурных факторов, оказывающих наибольшее влияние на параметры чаши прогибов, и получение зависимостей прогибов от температуры на различных конструкциях дорожных одежд. Для проведения исследований использовалась установка динамического нагружения, имитирующая приложение нагрузки от движущегося грузового автомобиля, оборудованная измерителями прогиба, располагающимися в центре приложения нагрузки и на различном расстоянии от него. В рамках исследований совместно с измерениями прогибов определялась температура воздуха, дорожного покрытия и асфальтобетона на различной глубине, строились зависимости указанных параметров.
В результате проведения исследований удалось выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на параметры чаши прогибов. Достигнутые результаты позволяют приводить прогибы в сопоставимый с проектными значениями вид и в дальнейшем использовать их для определения общей несущей способности, а также оценивать состояние отдельных конструктивных слоев, тем самым повышая достоверность назначения ремонтных мероприятий.
ISSN 2310-0044 (Online)