«БИОНИЧЕСКИЕ» АСПЕКТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АНТОНИО ГАУДИ


https://doi.org/10.31675/1607-1859-2018-20-2-9-30

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена творческому наследию выдающегося каталонского зодчего Антонио Гауди-и-Корнет (1852–1926). Рассмотрены отдельные сюжеты его жизни и черты характера, которые во многом предопределили выбор его будущей профессии. Сделан обзор основных этапов его профессионального образования, полученного в университете и Высшей школе архитектуры г. Барселоны. Оценен диапазон его стилевых предпочтений в мировой архитектуре и дизайне, отмечены специфические особенности его проектно-строительной деятельности. В статье рассмотрено всего лишь два наиболее известных градостроительных проекта Антонио Гауди, выполненных в традициях каталонского модерна (Modernisme) в сочетании с элементами архитектурной бионики. Это Парк Гуэль в Барселоне (1900–1914 гг.) и крипта незавершенной церкви в Колонии Гуэль муниципалитета Санта-Колома-де-Сервельо (1898–1917 гг.). Отмечено, что последний объект выполнял роль научно-экспериментальной лаборатории, в которой архитектор занимался поисками оригинальных «бионических» форм и конструктивных решений для других своих объектов. В их числе собор Святого Семейства (Саграда Фамилиа) в г. Барселоне, ставший главным делом его жизни.


Об авторах

Т. B. Дончук
Томский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Дончук Татьяна Владимировна, аспирант 

634003, г. Томск, пл. Соляная, 2



Е. Н. Поляков
Томский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Поляков Евгений Николаевич, доктор искусствоведения, профессор 

634003, г. Томск, пл. Соляная, 2



Список литературы

1. Дончук Т.В., Поляков Е.Н. Зарождение стиля Modernisme в архитектуре Каталонии // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 1 (54). С. 9–19.

2. Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Творческое наследие Жузепа (Хосепа) Пуч-и-Кадафалка (1867–1956) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 2 (55). С. 9–27.

3. Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Творческое наследие Луиса (Льюиса) Доменек-и-Монтанера // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 3 (56). С. 9–27.

4. Гауди. Крипта колонии Гуэль. Условия доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4095164/post174788996/

5. Джордано К., Пальмисано Н. Парк Гуэль. Антонио Гауди (Полный путеводитель) / пер. с исп. К. Дмитриевой. Барселона: Dos de arte ediciones S. L., 2007. 52 c.

6. Калимова Е.В. Синтез искусств в Парке Гуэль архитектора А. Гауди // Научные труды. 2009. № 9. С. 51–61.

7. Куприянов С.В., Пиликина Н.Н. Элементы художественного синтеза в парковой архитектуре Антонио Гауди // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 3. С. 146–150.

8. Сирлот Х.Э. Гауди. Введение в его архитектуру. Барселона: Условия доступа: https://www.livelib.ru/publisher/5771/books-triangle-postals/

9. Калимова Е.В. Испано-мавританские традиции в раннем творчестве Антонио Гауди // Научные труды. 2007. № 4. С. 163–168.

10. Кованые шедевры Антонио Гауди. Условия доступа: http://ostmetal.info/kovanye-shedevry-antonio-gaudi/

11. Ястребова О.Г. Антонио Гауди-и-Корнет. Философия мэтра каталонского модерна и его архитектурные методы // Вестник ландшафтной архитектуры. 2014. № 4. С. 141–146.

12. Воличенко О.В. Концепции нелинейной архитектуры // Архитектон: известия вузов. 2013. № 44. С. 2.

13. Лексина О.И. Линейчатые поверхности Гауди в проектной культуре модерна // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2014. № 4. С. 329–349.

14. Стессель С.А. Предпосылки развития идей нелинейности в современной архитектуре // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2016. Т. 16. № 3. С. 5–11.

15. Игнатьева В.О. Категории фигуративного слоя и тектоническое построение в объектах А. Гауди // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2013. № 4 (41). С. 54–67.

16. Прибылова Е.С. Архитектурно-инженерная мысль в творчестве Антонио Гауди // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2014. № 3. С. 127–131.

17. Скипор Т.Г. Архитектурно-инженерная мысль в работах Антонио Гауди и примеры творчества его современников. Условия доступа: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583218/

18. Дончук Т.В., Поляков Е.Н. Архитектура каталонского модерна на примере собора Святого Семейства в Барселоне // Региональные архитектурно-художественные школы. 2015. № 1. С. 349–356. Условия доступа: https://yadi.sk/mail/?hash=fMjbomVA0YFG9rcOPLb9J%2BhHWB7q6S7Pm4FdxahHLNw%3D&uid=74269040

19. Дончук Т.В., Поляков Е.Н. La Pedrera – доходный дом Мила в Барселоне // Известия вузов. Строительство. 2016. № 10–11 (694–695). С. 68–79.

20. Дончук Т. В., Поляков Е.Н. Доходные дома А. Гауди. Дом Батльо (Сasa Batllo) // Региональные архитектурно-художественные школы. 2016. № 1. С. 378–383.

21. Гауди. Путеводитель (русская версия). Editorial Fisa Escudo de Oro, S. A. 64 p.

22. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры: пер. с англ. М.: Госиздат литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 247 с.

23. Астафьева М.В., Поляков Е.Н. «Органичные» аспекты в творчестве Фрэнка Ллойда Райта // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 6 (47). С. 25–37.

24. Бионика как органический стиль в архитектуре. Условия доступа: http://www.fashionista.ru/design/industrial/bionika.htm

25. Сирлот Х.Э. Гауди. Введение в его архитектуру. Барселона: Условия доступа: https://www.livelib.ru/publisher/5771/books-triangle-postals/

26. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. М.: Стройиздат, 1982. 255 с.

27. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1977. 221 с.

28. Бионика. Условия доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бионика


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дончук Т.B., Поляков Е.Н. «БИОНИЧЕСКИЕ» АСПЕКТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АНТОНИО ГАУДИ. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018;(2):9-30. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2018-20-2-9-30

For citation: Donchuk T.V., Polyakov E.V. BIONIC ASPECTS IN CREATIVITY OF ANTONIO GAUDI. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2018;(2):9-30. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2018-20-2-9-30

Просмотров: 386

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-1859 (Print)
ISSN 2310-0044 (Online)