АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
В статье обозначаются этапы становления категории ценности и определяется ее значение в международной системе охраны исторических городов. Прослеживается трансформация представлений о ценности городской территории как объекта наследия. Рассматривается инструментарий охраны исторической городской среды, применяемый в международной и отечественной практике.
Автором установлено, что при всем разнообразии существующих инструментов охраны градостроительного наследия наблюдается явная недостаточность детализации требований к сохранению рядовой застройки как элемента историко-градостроительной среды. Разработка детальной регламентации, в свою очередь, предполагает четкое понимание архитектурно-градостроительного значения каждого из объектов. Целью статьи является обоснование необходимости разработки методики определения ценности исторических зданий, которая должна применяться с учетом особенностей регионального либо локального культурного контекста. При этом необходимо также учитывать, что конечная цель подобной классификации, основанной на степени ценности и роли объектов исторической застройки в формировании городского ландшафта, заключается в разработке четких правил и параметров допустимого вмешательства в исторически сформировавшуюся среду.
Актуальность темы обусловлена тем, что сохранение объекта культурного наследия и приспособление его для современного использования во многом зависит от возможностей и характера его приспособления. Изучение и систематизация предмета охраны необходима для создания гибкой системы, которая бы позволяла приспособить его и сохранить его особенности с гарантией устойчивого развития в данной сфере. Цель: аналитическим методом систематизировать существующие предметы охраны с анализом составляющих, классифицировать предметы охраны по видам объектов культурного наследия, типологизировать основные характеристики объектов культурного наследия и на основе полученных данных предложить гипотезу предметов охраны для каждого вида объектов. В работе рассматриваются проблемы, связанные с определением предмета охраны в соответствии с действующим законодательством по охране объектов культурного наследия для типа комплексные объекты здравоохранения. Комплексные объекты здравоохранения – это комплексы больниц (включающие в себя различные здания: административные корпуса, прозекторские, покойницкие, аптеки, корпуса с квартирами для врачей), богадельни, т. к. их объемно-пространственное решение, с одной стороны, отражает особенности функции, а с другой – несет эстетические и архитектурно-градостроительные характеристики. Автором статьи проведен анализ публикаций по данной тематике, а также предложена укрупненная систематизация предметов охраны, акцентирующая внимание на наименее проработанных и наиболее проблемных аспектах, а именно градостроительных и нематериальных характеристиках. Предложены предметы охраны для типа комплексные объекты здравоохранения с учетом их особенностей, расположения в городской среде, композиционной составляющей, визуальных направлений и нематериальных характеристик объектов.
В настоящей статье автором рассматриваются архитектурно-художественные и конструктивные особенности особняка А. Великановой, построенного по проекту ростовских архитекторов Н.А. Дорошенко и Н.М. Соколова в 1890 г. в г. Ростове-на-Дону. Определяются основные условия проектирования, значение объекта в исторической застройке. Проблемная ситуация заключается в отсутствии целостной картины о данном строении, являющемся объектом культурного наследия регионального значения. Цель исследования – выявление конструктивных и архитектурно-художественных особенностей особняка А. Великановой, влияющих на архитектурно-строительную практику Ростова-на-Дону. Реализация данной цели представляется возможной на основании архивных и натурных исследований рассматриваемого объекта.
В статье представлен процесс и результаты первичного исследования пространственной конфигурации системы центра Барнаульской агломерации.
Задействована комплексная методика с использованием социологического опроса методом анкетирования, квалиметрической и графоаналитической интерпретации полученных данных. Опрошено 283 респондента в 11 жилых районах Барнаульской агломерации, установленных по крупнейшим объектам социального притяжения. По среднему времени досягаемости тех или иных функциональных групп города, а также по стремлению респондентов к смене места жительства и/или работы установлена «центральность» (степень подобия центру города) разграничиваемых районов.
Установлено, что система центра Барнаульской агломерации сохраняет двухъядерный характер (исторический центр – центр города-спутника Новоалтайска), обладает выраженной поляризацией: значительно снижается «центральность» новых районов у Аэропорта и левобережных пригородов, в западном направлении. При этом ряд территорий (район пересечения Павловского тракта и ул. Малахова, район Нового рынка) выделяются среди западных районов достаточно высоким квалиметрически оцениваемым уровнем «центральности».
Доказана решающая роль исторического центра г. Барнаула в формировании глобального центростремительного тренда по признаку социальной притягательности городских функций.
Показана необходимость приоритетного развития субцентральных функциональных групп в районах транспортно-пересадочных узлов на западном направлении Павловского тракта, что может привести к формированию более равномерной поляризации территории агломерации с точки зрения пространственной конфигурации системы центра, которая должна в этом случае принять трѐхъядерную полицентрическую форму вида «Новоалтайск – Исторический центр – Аэропорт».
Результаты исследования могут быть учтены при коррекции генерального плана Барнаула, а также при разработке проектов планировки общественно-деловых территорий в западном планировочном районе города.
В работе рассматривается феномен ближних усадеб высшей знати как часть истории и градоформирующего аспекта в формировании Санкт-Петербурга и его окрестностей. Актуальность данной темы продиктована тем, что в настоящее время большое внимание уделяется приспособлению объектов культурного наследия, в том числе окрестных усадеб. Цель работы – выделить в отдельный тип объектов культурного наследия «ближние усадьбы высшей знати», выявить их характерные особенности и предложить мероприятия по их сохранению. К особенностям относятся: размещение на не освоенных ранее территориях, наличие обширной парковой территории, наличие усадебного дома и парковых построек, не носящих утилитарный характер. Используется аналитический метод изучения. Подробно рассматривается история и этапы формирования, строительства и реконструкции дачи А.С. Строганова как одного из примеров ближних усадеб высшей знати. Данный объект был создан талантом выдающихся зодчих, но уже в ХIХ в. начались работы по освоению его территории для развивающегося города. Объект отнесен к типу ближние усадьбы высшей знати, к категории утраченные, т. к. он не сохранился до наших дней в изначальном объеме, а остались только усадебный дом и кордегардии. Анализируя существующие и утраченные усадьбы высшей знати, автор приходит к выводу о необходимости сохранения для последующих поколений объектов культурного наследия такого типа как особенности градостроительной и культурной жизни Санкт-Петербурга. Предлагается для реализации проектов по приспособлению данного типа объектов и для привлечения инвесторов использовать концессии.
Статья посвящена общим вопросам изучения и сохранения силуэта исторического города в контексте анализа исследовательского опыта. На основе фактологического материала определяется комплексность понятия «силуэт города», раскрываются его формообразующие материальные и нематериальные элементы, описываются особенности визуального восприятия силуэта.
Анализ действующего законодательства в аспекте инструментария охраны исторической среды показал перспективность статуса историческое поселение с точки зрения сохранения силуэта, композиции застройки и других средовых характеристик исторического города. Включение силуэта и композиции застройки в предмет охраны исторического поселения может проводиться на основе комплексных исследований. С целью разработки методологии определения ценных силуэтных композиций исторического города выполнен обзор методологии исследования силуэта, сделаны выводы в отношении сложившегося алгоритма изучения данной характеристики среды.
Предложена классификация построек на территориях дач и садоводств, позволяющая систематизировать объемно-пространственные и архитектурно-планировочные решения для дальнейшего поиска оптимальных моделей жилища в этих планировочных зонах города.
Цель работы – составить архитектурно-типологическую классификацию построек на территориях дач и садоводств в городской черте на примере Ростова-на-Дону; выявить типологические характеристики на следующих пространственных уровнях: садоводство, участок, дом; отметить современные архитектурные тенденции малоэтажного домостроения на территориях дач и садоводств.
Методологической основой исследования взят системный подход, который позволяет осмыслить характер, эволюцию и перспективы развития типологической структуры построек.
Методика исследования включает: систематизацию нормативной и научной литературы по данной тематике; натурное обследование архитектуры жилищ дач и садоводств в разные сезоны года с фотофиксацией существующих, реконструируемых и новых строящихся построек в городских границах Ростова-на-Дону; интервьюирование владельцев дач; графоаналитическое исследование архивных, проектных, кадастровых и картографических данных с использованием поисковых систем интернета Yandex, Google и Wikimapia о границах, площадях, количестве и аэросъемке объектов исследования; графическое построение диаграмм, планировочных схем и пространственных изображений выполнено при помощи программ Excel, ArchiCAD, SketchUP.
Результаты и новизна заключаются в том, что на основании анализа и фактологических данных составлены классификации типов жилых домов, отражена динамика трансформации архитектурно-типологической структуры садового дачного жилища в Ростове-на-Дону, определены тенденции в области проектирования, строительства и необходимые критерии качества жилой среды.
В статье рассматривается синагога г. Мариинска – памятник архитектуры регионального значения. Здание синагоги является ярким представителем архитектуры иудейских культовых сооружений в застройке городов Западной Сибири. Показана историческая ретроспектива развития Мариинска, даны статистические сведения о национальном составе населения в период с середины XIX до начала XX в. Освещено участие еврейского купечества в самоуправлении города, отмечены вклад в развитие промышленности и торговли, благотворительная деятельность диаспоры. Подробно прослежена история строительства здания иудейской синагоги. Приведены исторические факты, характеризующие процесс проектирования синагоги, перестройки и дальнейшей эксплуатации здания. Охарактеризован архитектурный проект мариинской синагоги, представлены графическая реконструкция и архитектуроведческий анализ этого сооружения. Отмечена особая историческая, архитектурная и градостроительная ценность здания иудейской синагоги среди сохранившихся культовых сооружений. В статье представлены правовые положения из Полного собрания законов Российской империи, регламентирующие строительство синагог и их расположение в застройке городских кварталов. Рассмотрены статистические сведения комитета статистики Министерства внутренних дел о числе зданий синагог в губерниях дореволюционной Европейской России и в некоторых городах, расположенных на территории Сибири. Использованы новые архивные материалы, выявленные в государственных архивах Томской и Кемеровской областей, иконографический материал из фондов Томского областного и Мариинского городского краеведческих музеев. Определѐн список научных работ исследователей по тематике синагогальной архитектуры. Материалы статьи могут быть полезны как для архитекторов, так и для историков, изучающих культовые постройки разных конфессий.
Цель настоящей работы заключается в выявлении уникальных особенностей, присущих г. Оренбургу (его градостроительной и архитектурной уникальности), который является главным форпостом Новозакамской засечной линии, образованной в XVIII в. Планировочная система внутри оборонительного укрепления относится к регулярному типу, масштаб которого превосходит другие крепости России, построенные до XVIII в. Это делает ее уникальной и данное исследование актуальным.
Методика исследования базируется на сравнительном анализе крепостей, входивших в состав засек Российской империи. На основе исторических данных были выбраны основные города-форпосты оборонительных линий XV–XVIII вв. государства и проведен их сравнительный анализ. Такой подход позволяет показать планировочные особенности города.
Возведению городов-форпостов и их крепостей уделялось много внимания. На протяжении двух веков опытным путем исследуя уже построенные фортификационные сооружения, инженеры XVIII в. во многом изменили свой подход к устройству оборонительных сооружений. Значительно увеличиваются масштабы города, расположенного внутри крепости. Планировочная структура поселений становится регулярной, упрощается ориентация внутри него. Наряду с этим роль рельефа в оборонной системе крепости остается одной из важных составляющих при выборе ее местоположения. Берега рек и крутые обрывы сохраняют за собой преимущество как при обороне города, так и при
формировании его силуэта. Уменьшается степень укрупнѐнности въездных ворот, что компенсируется особой планировкой мест пересечений улиц между собой – с небольшим сдвигом относительно прямой оси.
Все эти отличительные черты проявляются в устройстве крепости г. Оренбурга и делают ее уникальной планировочной единицей.
Изучение вопроса создания подобных пространств чрезвычайно важно начать с рассмотрения социально-культурной стороны и обстановки в городе. Актуальность обосновывается необходимостью проведения различных социологических и теоретических исследований, которые будут являться базой для дальнейшей практической проектной работы.
Целью настоящей работы является рассмотрение и анализ потребностей горожан
и города, касающихся культурно-духовного и интеллектуального развития, для последующего создания моделей комфортных, разнообразных культурно-просветительских пространств различного масштаба в каждом районе города. Главным методологическим подходом к исследованию данного вопроса является комплексный градостроительный, функциональный и социокультурный анализ на основе изучения топографии города, теоретических источников и составления и проведения социологического опроса среди жителей и гостей Красноярска.
Во многих крупных городах России в данный момент можно наблюдать явление культурной моноцентричности – концентрации культурной функции в центре города и ее дефицит на периферии. Теоретические обоснования иллюстрируют важность роли культуры в жизни индивида и города, что также подтверждают результаты социального опроса горожан. На основании вышеизложенного выявляются современные тенденции и алгоритмы реализации подобного плана задач, даются рекомендации по подходам к архитектурному проектированию культурно-просветительских комплексов. Проведение анализа потребностей горожан и города для последующего создания моделей культурно-просветительских пространств в каждом районе города с учетом их специфики помогут в практической работе проектировщиков.
Необходимо поддерживать желание граждан посещать культурные места, развиваться, учиться самостоятельно, заниматься творчеством и создавать все условия для их реализации. Материалы статьи могут быть полезными для современных специалистов как в области социологии и культурологии, так и для урбанистов, градостроителей и архитекторов.
На сегодняшний день достаточно активно в градостроительстве развиваются принципы нового урбанизма – концепции, которая получила своѐ развитие от идеи города-сада. Это связано с наличием проблем в городах, которые обусловлены быстрыми темпами урбанизации и ее влиянием на природный каркас и комфортность городской среды. Исследованиями в этой области велись такими зарубежными теоретиками и практиками градостроительства, как Э. Говард, П. Геддес, Д. Джекобс, Я. Гейл, Л. Криер, А. Дуани и др. Одним из основных положений, на которые опирается концепция нового урбанизма, является транссекторное развитие, или разрезное планирование. Оно разработано Андресом Дуани и представляет собой ряд плавно сменяющих друг друга зон от пригодных к городским с определенными параметрами. В статье рассмотрена идея соседства как один из принципов движения нового урбанизма. Принцип соседства и последующее развитие этой идеи начинает прослеживаться с работ Джейн Джекобс в США, Леона Круера в Европе и родоначальников Андреса Дуани и Элизабет Платер-Зиберк (Andres Duany and Elizabeth PlaterZiberk). Проведено сравнение с обычным пригородным развитием, а затем развитием разрезного планирования и пространственных уровней, а также их характеристик. Выявлено, что традиционная идея соседства основана на принципах градостроительства и архитектуры, которые работают вместе для создания пешеходных и многофункциональных и устойчивых сообществ. Они могут быть применены к любым проектам распределения в пределах города, общин, а также пригорода.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
Известные методы расчета конструкций здания не в полной мере учитывают структурную звукопередачу. Целью настоящей статьи являются теоретические исследования прохождения звука и вибрации на моделях здания методом статистического энергетического анализа с учетом нерезонансного прохождения и проверка данного метода экспериментально. На основе статистического энергетического анализа записаны уравнения энергетического баланса, решение системы которых позволяет определить энергию звука в помещениях и энергию звуковой вибрации в конструкциях. Приводится расчет коэффициентов энергетической связи, в том числе учитывающих нерезонансную звукопередачу из смежных акустических подсистем, внутренних потерь, плотности мод колебаний. Представлены результаты виброакустических расчетов и измерений на моделях фрагментов здания, включающих в себя одинарные и двойные перегородки. Использование разработанного метода расчета позволяет спрогнозировать передачу звука через перегородку с учетом примыкающих конструкций.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
В работе проведено исследование течения битумного вяжущего, описываемого моделью Шведова – Бингама, в цилиндрической трубе, определена зависимость расхода жидкости от перепада давления, получены зависимости для радиального распределения скорости и эффективной вязкости течения. В пристеночной части течения эффективная вязкость характеризуется низкими значениями. Однако в окрестности жесткой зоны наблюдается существенный рост значений эффективной вязкости. С ростом скоростей сдвиговых деформаций происходит уменьшение эффективной вязкости, что объясняется процессами разрушения микроструктуры среды. С увеличением перепада давления происходит уменьшение размеров жесткой зоны. С повышением предельного напряжения сдвига среда становится менее подвижной, жесткая зона, локализованная в приосевой части трубы, увеличивается в размерах. При этом значения скорости уменьшаются по всему сечению трубы. Вариация значений пластической вязкости не влияет на положение жесткой зоны. Проведенные исследования показали, что при значениях числа Бингама Bn < 0,1 неньютоновские свойства течения можно не учитывать и с точностью, достаточной для инженерных расчетов, рассматривать течение ньютоновской жидкости с вязкостью mpl.
Актуальность исследования обусловлена наличием проблемы долговечности сооружений из различных строительных материалов и необходимостью изучения механизма воздействия углекислого газа воздуха на строительные материалы с целью уменьшения его агрессивного и разрушающего воздействия.
Цель исследования – выяснить причины разрушения строительных материалов при их карбонизации и предложить способы уменьшения этого воздействия.
Объектом исследования является силикатный кирпич, цементный камень и бетон.
В результате исследования выявлены причины разрушения ограждающих стеновых конструкций из силикатного кирпича, установлены природа и механизм воздействия углекислоты на продукты гидратации в силикатном кирпиче и цементный камень в бетоне. Установлено, что при карбонизационном воздействии на продукты гидратации происходит их переход в более плотное состояние, сопровождающийся сокращением объёма и возникновением усадочных деформаций, иногда приводящих к нарушению сплошности структуры материала и даже к разрушению. На примере системы «цемент – вода» показано, что более наглядные и достоверные результаты исследований усадочных процессов можно получить при использовании характеристик объёмного фазового состава системы, позволяющих контролировать изменение параметров перестройки структуры от начального до конечного состояний системы, т. е. от цементного теста до цементного камня при различных сроках твердения. Показано, что степень заполнения исходного порового пространства продуктами гидратации достигает к 28 сут твердения одинаковой величины в пределах 67–70 %, а пористость цементного камня в конечном состоянии при начальном содержании твёрдой фазы Кт1 = 0,5 составляет 16,5 %, при Кт1 = 0,55 – 13,5 %, при Кт1 = 0,6 – 12,8 %, при Кт1 = 0,65 – 11,2 %, при Кт1 = 0,7 – 9,0 %. Из этого следует, что усадочные процессы более интенсивно будут протекать в цементном тесте с начальной пористостью более 40–50 %. Снизить негативное действие усадочных процессов можно путём введения в состав цемента или известково-песчаного вяжущего добавок карбонатных пород – известняка или доломита.
Целью исследования являлось управление структурообразованием цементного камня с целью повышения его прочностных характеристик. Для этого был оптимизирован состав композиционных вяжущих, содержащих портландцемент ЦEM I 42,5Н (58–70 %), активную кремнеземсодержащую добавку (25–37 %), кварцевый песок (2,5–7,5 %) и отходы дробления известняка (2,5–7,5 %), также выявлена оптимальная технология его механохимической активации.
Представлены результаты оптимизации процессов структурообразования разработанного композита за счет использования полиминерального модификатора, измельченного совместно с портландцементом в вариопланетарной мельнице до удельной поверхности 550 м2/кг. Аморфная фаза диоксида кремния в составе модификатора интенсифицирует связывание гидроксида кальция, образующегося в ходе гидратации алита, cпособствует росту низкоосновных гидросиликатов кальция и уменьшению основности цементного камня, одновременно сокращая количество портландита. Кристаллическая фаза диоксида кремния в формe β-кварца играет роль центров кристаллизации новообразований, уплотняющих микроструктуру цементного камня. Частички известняка способствуют образованию гидрокарбоалюминатов кальция, а также вместе с тонкомолотым кварцевым песком выступают в роли микронаполнителя, кольматируя поры цементного камня.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
Оценка долговечности эксплуатируемых транспортных сооружений – это стабильно актуальный вопрос для дорожной отрасли Российской Федерации, административные образования которой характеризуются неоднородностью показателей плотности, продолжительности функционирования и, соответственно, состояния имеющейся сети автомобильных дорог. О важности обсуждаемой в статье проблемы свидетельствуют документы последних лет, отражающие стратегические задачи развития регионов РФ и сформулированные в указах Президента России (см., например, Указ от 07.-5.2018). Использование математической теории надёжности обусловлено вероятностным характером многочисленных факторов, влияющих на продолжительность эффективной службы элементов дороги. В статье представлены результаты расчёта долговечности автомобильных дорог с применением функций интенсивности отказов, базирующихся на экспоненциальном законе, законе Вейбулла и объединѐнном законе. Рассмотренные в статье варианты расчёта долговечности, с учётом названных функций, обеспечивают достаточно объективную оценку показателей для автомобильных дорог с нежёстким типом дорожной одежды. Расчёт долговечности транспортного сооружения произведён по несложному алгоритму. Основная трудность в использовании данного алгоритма состоит в необходимости экспериментального определения параметров функции интенсивности отказов, но эта трудность характерна для любого статистического метода. При этом среди факторов воздействия на изменчивость параметров следует выделить географический комплекс, индивидуально характерный для региона исследования. Поэтому в перспективе для определения интенсивности отказов элементов эксплуатируемых автомобильных дорог необходимо создание региональных баз данных, характеризующих техническое состояние автомобильных дорог и их элементов в соответствии с отраслевыми нормативными документами.
В работе проведен анализ современной планировочной пешеходно-транспортной сети новых микрорайонов г. Томска и соответствия еѐ положениям нормативных требований по транспортной доступности и удовлетворения социально-демографических запросов местных жителей. Исследование выполнено с использованием метода натурного моделирования в производственных условиях.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью решения вопросов по удовлетворению потребностей жителей новых жилых микрорайонов в комфортных условиях проживания, в части обеспечения горожан развитыми элементами транспортной инфраструктуры, снижающими время передвижения от мест приложения труда к месту проживания.
Целью является анализ сложившегося в Томске состояния планировочных схем пешеходно-транспортных сетей и их соответствия нормативным и социальным требованиям жителей новых жилых микрорайонов.
Материалами исследования являются натурные данные по сложившейся ситуации неудовлетворения транспортных услуг жителей новых микрорайонов.
Метод исследования заключается в натурном моделировании пешеходно-транспортных сетей новых жилых микрорайонов Томска.
Результатами исследования являются предложения авторов по совершенствованию подходов к планированию схем пешеходно-транспортных сетей с учетом нормативных требований и запросов жителей по удовлетворению потребностей в качестве транспортных услуг.
Научная новизна исследований обусловлена тем, что комплексный анализ соответствия требований нормативных документов и социальных запросов местных жителей исследуемых жилых микрорайонов проводится впервые.
Выводом служит анализ состояния сложившихся в Томске планировочных схем пешеходно-транспортных сетей и их соответствие как нормативным, так и социальным требованиям жителей новых жилых микрорайонов.
ISSN 2310-0044 (Online)