СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОСТРАНСТВ В КРАСНОЯРСКЕ
https://doi.org/10.31675/1607-1859-2019-21-3-120-132
Аннотация
Изучение вопроса создания подобных пространств чрезвычайно важно начать с рассмотрения социально-культурной стороны и обстановки в городе. Актуальность обосновывается необходимостью проведения различных социологических и теоретических исследований, которые будут являться базой для дальнейшей практической проектной работы.
Целью настоящей работы является рассмотрение и анализ потребностей горожан
и города, касающихся культурно-духовного и интеллектуального развития, для последующего создания моделей комфортных, разнообразных культурно-просветительских пространств различного масштаба в каждом районе города. Главным методологическим подходом к исследованию данного вопроса является комплексный градостроительный, функциональный и социокультурный анализ на основе изучения топографии города, теоретических источников и составления и проведения социологического опроса среди жителей и гостей Красноярска.
Во многих крупных городах России в данный момент можно наблюдать явление культурной моноцентричности – концентрации культурной функции в центре города и ее дефицит на периферии. Теоретические обоснования иллюстрируют важность роли культуры в жизни индивида и города, что также подтверждают результаты социального опроса горожан. На основании вышеизложенного выявляются современные тенденции и алгоритмы реализации подобного плана задач, даются рекомендации по подходам к архитектурному проектированию культурно-просветительских комплексов. Проведение анализа потребностей горожан и города для последующего создания моделей культурно-просветительских пространств в каждом районе города с учетом их специфики помогут в практической работе проектировщиков.
Необходимо поддерживать желание граждан посещать культурные места, развиваться, учиться самостоятельно, заниматься творчеством и создавать все условия для их реализации. Материалы статьи могут быть полезными для современных специалистов как в области социологии и культурологии, так и для урбанистов, градостроителей и архитекторов.
Об авторах
Д. А. БеловаРоссия
Белова Дарья Александровна, ст. преподаватель
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а
Ю. Е. Петроченко
Россия
Петроченко Юлия Евгеньевна, магистрант
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а
Список литературы
1. Белова Д.А. Социология архитектуры. Курс лекций. Красноярск : СФУ, 2018.
2. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6.
3. Вильковский М. Социология архитектуры. М. : Фонд «Русский авангард», 2010. 592 с.
4. Гейл Ян. Города для людей : пер. с англ. / изд. на русском языке – Концерн «КРОСТ». М. : Альпина Паблишер, 2012. 276 с.
5. Джекобс Д.Д. Смерть и жизнь больших американских городов : пер. с англ. М. : Новое издательство, 2011. 460 с.
6. Доклад Алена Элу в рамках дискуссии на тему «Новые урбанистические задачи: городской пейзаж и инновационные пространства». Красноярск, 2018.
7. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. М. : Логос, 2002. № 3–4. Условия доступа : http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/zim.html
8. Кастельс М. Социология информационного общества Мануэля Кастельса и архитектура постмодерна. Условия доступа : http://scibook.net/obschaya-sotsiologiya-kniga/sotsiologiyainformatsionnogo-obschestva-19216.html
9. Копцева Н.П., Сертакова Е.А. Социокультурное пространство современного российского города (на материале анализа города Красноярска). Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. 128 с.
10. Правоторова А.А. Социально-культурные основы архитектурного проектирования. СПб. : Лань, 2012. 288 с.
11. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов : пер. с англ. / под ред. Н. Снигирева, Д. Смирнова. Вологда : Проектная группа 8, 2015. С. 117–129.
12. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
13. Cavicchi E. Shaping and Being Shaped by Environments for Learning Science. Science & Education. 2017. V. 26 (5). P. 529–556. URL : https://doi.org/10.1007/s11191-017-9910-6
14. Groat Linda N., David Wang. Architectural research methods. Second Edition. 2013. 480 p.
15. Mayblin L., Valentine G., Kossak F., Schneider T. Experimenting with spaces of encounter: Creative interventions to develop meaningful contact // Geoforum. 2015. V. 63. P. 67–80. URL : https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2015.03.010
16. Mayer M. First world urban activism: Beyond austerity urbanism and creative city politics // City. 2013. V. 17 (1). P. 5–19. URL : https://doi.org/10.1080/13604813.2013.757417
17. Najafi M., Shariff M.K. The concept of a place and sense of place in architecturalstudies // International J. of Human and SocialSciences. 2011. V. 6 (3). P. 187–193.
18. Proshansky H.M. The city and self-identity // Environment and Behavior. 1978. P. 57–83.
19. Ritzer G. Islands of the Living Dead // American Behavioral Scientist. 2003. V. 47 (2). P. 119–136. URL : https://doi.org/10.1177/0002764203256179
20. Tonkiss F. Austerity urbanism and the makeshift city // City. 2013. V. 17 (3). P. 312–324. URL : https://doi.org/10.1080/13604813.2013.795332
21. Tschumi B. Architecture and disjunction. MIT Press, 1996. URL : https://books.google.ru/books?id=72P3PQr2tqAC&dq=Tschumi,+Bernard,+Architecture+and+disjunction&lr=&source=gbs_navlinks_s
22. Tschumi B. Six Concepts. Excerpt from Architecture and Disjunction. MIT press, 2006.
Рецензия
Для цитирования:
Белова Д.А., Петроченко Ю.Е. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОСТРАНСТВ В КРАСНОЯРСКЕ. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019;(3):120-132. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2019-21-3-120-132
For citation:
Belova D.A., Petrochenko Y.E. SOCIAL AND CULTURAL SIGNIFICANCE OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN KRASNOYARSK. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2019;(3):120-132. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2019-21-3-120-132