Preview

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета

Расширенный поиск

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета

Основной целью и задачей журнала является предоставление возможности ученым, специалистам и аспирантам России, ближнего и дальнего зарубежья публиковать результаты своих научных исследований по проблемам строительства и архитектуры.

Тематические рубрики:

  • Строительные конструкции, здания и сооружения;

  • Основания и фундаменты, подземные сооружения;

  • Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение;

  • Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов;

  • Строительные материалы и изделия;

  • Технология и организация строительства;

  • Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей;

  • Строительная механика;

  • Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства;

  • Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия;

  • Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности;

  • Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов.

Тематические рубрики соответствуют Перечню отраслей науки и группам специальностей научных работников в соответствие с Номенклатурой специальностей: 05.23.00 «Строительство и архитектура» (архитектура, технические науки).

Первый номер журнала за 2019 г. размещён в базах EBSCO Publishing и в ЭБ ООО "Итеос" (КиберЛенинка). 

 

Текущий выпуск

Том 25, № 5 (2023)
Скачать выпуск PDF
43
Аннотация

Статья посвящена актуальному вопросу современности – меняющемуся архитектурно-художественному облику исторических городов России. В данном исследовании освящены вопросы, связанные с внедрением новых объектов в историческую среду.

В работе применены научные методы: критического анализа научной литературы, сравнительного архитектуроведческого анализа и системно- структурного анализа информации.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в подготовке студентов-архитекторов и практической деятельности архитекторов.

Научная новизна заключается в применении анализа распространенных методов нового строительства в исторической среде к архитектурному облику г. Томска. Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические труды архитекторов, посвященные архитектурному образу города, исследования, касающиеся оценки психоэмоционального воздействия архитектуры на человека, а также материалы натурного исследования, проведенного в рамках работы над проектом.

В результате исследования выявлены ключевые аспекты нового проектирования, касающиеся тактики взаимодействия современных сооружений и объектов историко-архитектурной среды, проведен анализ современной застройки г. Томска в историческом центре.

24
Аннотация

 В статье рассмотрен современный отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства детских игровых площадок, определены новейшие тенденции в их функциональной и композиционной организации. Показаны образцы детских площадок, предназначенных для детей ясельного, дошкольного и школьного возрастов (от 3 до 14 лет), варианты их благоустройства с помощью современных ландшафтных элементов и пространственных конструкций. Данный обзор выполнен с целью написания новой, более подробной версии учебного пособия по этой тематике, опубликованного Е.Н. Поляковым еще в 2011 году. Эта же тематика легла в основу кандидатской диссертации Х.В. Мицаевой.

15
Аннотация

В связи с ростом интереса к внутренним ресурсам развития страны, в том числе территориальным, стоит обратить внимание на исторические поселения – потенциальные туристические, рекреационные, культурные объекты, неотъемлемые компоненты систем региональных, групповых и районных систем расселения, территории концентрации объектов культурного наследия. В то же время в качестве инструмента проектирования становится необходимым и оттого все чаще используемым мастер-план, позволяющий апробировать новые подходы и решения в отношении территорий.

В статье рассмотрены городские исторические поселения как узловые элементы историко-культурного каркаса агломерации. Цель исследования – определить роль населенных пунктов со статусом исторического поселения в территориальном развитии групповых систем расселения (на примере Казанской и Камской).

Материалами исследования послужили результаты практических исследований, данные государственной статистики, картографические материалы, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, результаты социологических и натурных исследований, работы других авторов. Применены методы анализа, историко-архивных исследований, картографического анализа, натурных исследований и др.

Результатами стали выводы о роли исторических поселений в территориальном развитии групповых систем расселения на примерах Казанской, Камской агломераций.

В статье определены проблемы и задачи включения исторических поселений в территориальное развитие агломераций как групповых систем расселения, освещен вопрос необходимости расширения инструментов проектирования.

25
Аннотация

В статье приведены актуальность проектирования речного вокзального комплекса в Ростове-на-Дону. Обозначены цели, задачи, теоретическая база, значимость и методика исследования. В ходе исследования были выведены основные аспекты проектирования современных речных вокзалов относительно их функциональной, планировочной, архитектурной, конструктивной и региональной специфики. Проведен анализ условий размещения объекта в Ростове-на-Дону и анализ территории участка. На основе исследования разработана собственная концепция по архитектурной организации речного вокзального комплекса в Ростове-на-Дону.

35
Аннотация

Установлено, что применение свай-баретт заставляет искать новые способы повышения качества расчетов и проектирования фундаментов, в частности требуется разрабатывать новые методы расчета. В статье анализируются результаты расчетного анализа взаимодействия сваи-баретты большой длины с грунтом основания при разработке различных глубин откопки котлована. Целью исследования являлась разработка методов расчета свай-баретт с учетом особенностей  взаимодействия свай-баррет с грунтовым основанием при разработке различных глубин откопки котлована. 

В качестве вывода отметим, что при изменения глубины откопки котлована может влиять как на несущую способность баретты, как и на вертикальную осадку. Планируемые комплексные исследования, включающие численные расчеты, а также экспериментальные и теоретические  исследования, позволят  разработать новые методы расчета и повысить эффективность проектных решений.

12
Аннотация

Приведены результаты моделирования напряженно-деформированного состояния разноуровневого основания и фундамента – плитного и свайного – многоэтажного здания, расположенного на склоне.

Целью работы являлось расчетное обоснование корректности использования модели линейно/нелинейного деформирования разноуровневого основания в плитном фундаменте и критерии перехода к свайному фундаменту в многоэтажном здании, расположенном на склоне.

            Моделирование напряженно-деформированного состояния плитного и свайного фундаментов на разноуровневом основании многоэтажного здания, расположенном на склоне, выполнено в системе «основание – фундамент – здание» методом конечных элементов с помощью верифицированного программного комплекса MicroFe.

При расчете разноуровневого основания по нелинейной модели Кулона-Мора условия второй группы предельных состояний по вертикальным перемещениям и крену не выполняются и применять плитный фундамент не рекомендуется. Таким образом, расчет плитного фундамента с использованием модели только линейно-деформируемого основания становится не достаточным.

Особенностью работы свай при наличии бокового давления грунта является то, что контурные сваи, расположенные с противоположной стороны от склона, значительно перегружены по сравнению с остальными сваями. Кроме того, в линейной постановке расчета продольные усилия в контурных сваях превышают допускаемую расчетную нагрузку на сваи, в результате чего не выполняется условие по первой группе предельных состояний.

            Использование конструктивно нелинейной работы свай, когда ограничивается продольное усилие в свае величиной, равной допускаемой расчетной нагрузке, позволяет обеспечить для свайного фундамента 

17
Аннотация

Вопрос энергоресурсосбережения с каждым годом увеличивает свою актуальность. Особенно большое внимание уделяется повышению энергоэффективности ограждающих конструкций зданий различного назначения, так как теплопотребление занимает значительную часть в общих затратах на коммунальные нужды. Целью исследования является изучение теплового состояния ограждающей конструкции в области наружного угла. В рамках данного исследования было рассмотрено влияние мостика холода в виде наружного угла на поведение температурного поля на внутренней поверхности ограждающей конструкции. Исследована кирпичная наружная стена в трех вариантах: 510 мм, 640 мм и 770 мм. Показано, что во всех случаях температура в углу стены уменьшается ниже температуры точки росы.

Проведено исследование методов для уменьшения негативного влияния мостика холода в области угла, которое может проявляться в появлении конденсата, плесени, а впоследствии и привести к разрушению наружного ограждения. Применение утепленного скоса, приводит к лучшим результатам, по сравнению со скосом без утеплителя. Но точка с минимальным значением температуры сохраняется в углах и также не превышает температуру точки росы tр = +13,5 °С. Только в этом случае точка с минимальным значением температуры перемещается в углы, образованные скосом.

15
Аннотация

Проблема установления природной уплотненности глин и использования ее в строительных классификациях грунтов длительное время не привлекала должного внимания, находясь «в тени» представлений о консистенции, с которой уплотненность тесно связана.

В настоящей работе приведен анализ взаимосвязи консистенции и уплотненности глинистых грунтов разных по генезису и консистенции с использованием показателя уплотненности грунта В.А. Приклонского. Показано влияние степени водонасыщения глинистого грунта на относительное расхождение коэффициента консистенции от показателя уплотненности для разных по генезису и консистенции грунтов. Отмечено, что для грунтов с коэффициентом водонасыщения меньше единицы коэффициент консистенции отличается от показателя уплотненности. Расхождение растет с понижением коэффициента водонасыщения. Существенно, что значительные расхождения могут проявиться и при коэффициенте водонасыщения равном 0,95 и более, приближающиеся к единице.

Дальнейшее изучения данного вопроса с исследованием грунтов разных генетических типов и консистенции позволит более обоснованно подойти к вопросу об использовании уплотнённости грунта в строительных классификациях грунтов.

12
Аннотация

Развитие инфраструктуры арктических поселений связано с устройством современных систем водоснабжения и водоотведения. Низкие температуры воздуха и многолетнемерзлые грунты существенно осложняют строительство и эксплуатацию резервуаров, предназначенных для сбора и хранения сточных вод.  С целью обеспечения эффективного энергосбережения проводились предпроектные теплотехнические расчеты стальных емкостей в теплоизоляции ППС. Сравнивались методики вычислений и результаты, которые послужили основой для построения расчетных диаграмм. Полученные зависимости позволяют достаточно быстро и точно определить теплопотери при полном или частичном заполнении резервуара водой.  Это существенно облегчит процесс принятия решения на стадии проектирования северных объектов, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.

18
Аннотация

Спектральная пирометрия (СП) при плазменном нагреве, плавлении и охлаждении неметаллических тугоплавких материалов имеет высокую актуальность в нанотехнологиях, медицине, энергетике, металлургии и других областях, где требуется точный контроль температуры в процессе обработки различных материалов. Она направлена на создание новых технологий СП для измерения температуры в сложных условиях обработки и синтезе материалов, таких как плазменный нагрев, плавление и охлаждение неметаллических тугоплавких материалов. Результаты исследований в этой области могут улучшить процессы производства, снизить затраты на материалы и топливо, повысить эффективность работы установок и оборудования, а также повысить качество и надежность конечной продукции.

В работе представлены результаты применения малогабаритных спектрометров в рамках диагностики нагрева, плавления и охлаждения кварцевой мишени посредством плазменной струи атмосферного давления. Изготовленный стенд включает в себя два канала сбора данных: первый – микроспектрометр HPCS 300 со спектральным диапазоном 380–780 нм, который служит для определения цветовой температуры эталонного источника излучения и калибровки оптоволоконного тракта; второй – микроспектрометр STS-VIS в основе которого лежит ПЗС-детектор с 1024 элементами, спектральный диапазон 350-800 нм используется, для снятия спектра излучения исследуемого объекта.

Установлено, что при взаимодействии плазменной струи с кварцевой мишенью наблюдается три этапа, включающих в себя: деформацию поверхности, выход на стабильную температуру нагрева и охлаждение конденсированного материала с точками фазовых переходов «жидкое-пиропластичное-твердое».

9
Аннотация

Определены общие подходы к архитектурному проектированию уникальных зданий и сооружений, при отсутствии однозначных нормативных требований и детализированного технического задания. В качестве примера предложен опыт проектирования спортивных арен футбольных стадионов Чемпионата мира по футболу 2018г в России. В результате комплексного анализа архитектурного наследия и научной литературы, установлены тенденции развития данной типологии. Обобщены требования международных спортивных организаций к объемно-планировочному решению спортивных арен, положенные в основу российских норм стандартизации в области строительства. Даны рекомендации по сохранению архитектурной концепции автора проекта в процессе оптимизации.

11
Аннотация

Основной целью научной статьи является реализация модели машинного обучения для генерации изображений заданных пользователем архитектурных стилей.

Актуальность выбранной тематики основывается на растущих темпах урбанизации и цифровизации современного общества: для того, чтобы идти в ногу со временем, архитектура градостроительства должна отвечать не только новейшим эстетическим требованиям, но и критерию скорости разработки проектов будущих зданий. Очевидно, что сократить время реализации проектов новых зданий возможно на основе внедрения современных информационных технологий в процесс разработки архитектурного концепта.

Одной из вариаций подобной информационно-интеллектуальной системы является авторская модель машинного обучения, основанная на генеративно-состязательных нейронных сетях, которые открывают возможность генерации изображений архитектурного стиля здания на основе текстового описания пользователя. Данная автоматизирующая система позволит существенно сократить временные, человеческие и денежные ресурсы, требуемые для разработки проекта будущего здания.

7
Аннотация

Проанализированы причины аварийности на улично-дорожной сети города Томска в целом и конкретно на нерегулируемых перекрестках местной дорожной сети. Рассмотрены способы успокоения движения как на нерегулируемых пересечениях, так и для внутренней дорожной сети жилых комплексов. Показано, что наиболее эффективно  применение мини кольцевых пересечений как средства организации движения для снижения аварийности на нерегулируемых пересечениях.  Выполнен анализ теоретических основ оценки пропускной способности нерегулируемых и  мини кольцевых пересечений. Предложены параметры транспортных потоков и области оптимального применения нерегулируемых и мини кольцевых пересечений

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 

9-22 68
Аннотация

   Статья посвящена актуальной проблеме современности – меняющемуся архитектурно-художественному облику исторических городов России. В исследовании освещены вопросы, связанные с внедрением новых объектов в историческую среду. В работе применены методы критического анализа научной литературы, сравнительного архитектуроведческого анализа и системно-структурного анализа информации.

   Научная новизна заключается в применении анализа распространенных методов нового строительства в исторической среде к архитектурному облику г. Томска.

   Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические труды архитекторов, посвященные архитектурному образу города, исследования, касающиеся оценки психоэмоционального воздействия архитектуры на человека, а также материалы натурного исследования, проведенного в рамках работы над проектом. В результате исследования выявлены ключевые аспекты нового проектирования, касающиеся тактики взаимодействия современных сооружений и объектов историко-архитектурной среды, проведен анализ современной застройки г. Томска в историческом центре.

   Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке студентов-архитекторов и в практической деятельности архитекторов.

23-37 74
Аннотация

   Актуальность. Интенсивная урбанизация ограничила доступное пространство для детей, сократив сферу познавательной деятельности и контактов с окружающим миром. В свете этих изменений возрастает потребность в создании многофункциональных детских площадок и уличных игровых комплексов, выполняющих важную роль в физическом и психологическом развитии детей и подростков, а также способствующих их социальной адаптации. В статье исследован современный отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства детских игровых площадок, освещены новейшие тенденции в их функциональной и композиционной организации. Представлены образцы детских площадок, предназначенные для детей разного возраста (от 3 до 14 лет), рассмотрены варианты их благоустройства с помощью современных ландшафтных элементов и пространственных конструкций.

   Цель исследования – изучение современных подходов и инноваций в проектировании детских игровых площадок для создания более безопасных, разнообразных и соответствующих современным потребностям игровых пространств.

   Методика исследования основывается на анализе существующих направлений в дизайне игровых площадок, включающем в себя изучение литературы и оценку социокультурных и экологических факторов, влияющих на проектирование и создание современных детских игровых площадок. В результате исследования выявлены ключевые факторы и методы, положенные в основу создания современных и безопасных игровых площадок. Среди них учет современных потребностей и мнения детей, климатических условий, важность включения природных объектов и создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями.

38-52 71
Аннотация

   Актуальность. В связи с ростом интереса к внутренним ресурсам развития страны, в том числе территориальным, стоит обратить внимание на исторические поселения – потенциальные туристические, рекреационные, культурные объекты, неотъемлемые компоненты региональных, групповых и районных систем расселения, территории концентрации объектов культурного наследия. Рассмотрены населенные пункты со статусом исторического поселения в Казанской и Камской агломерациях Республики Татарстан.

   Цель исследования – определить особенности положения населенных пунктов со статусом исторического поселения в территориальном развитии рассматриваемых агломераций.

   В основу работы легли результаты практических исследований, данные Федеральной службы государственной статистики, картографические данные, документы территориального планирования региона, муниципальных образований в составе агломераций, результаты натурных исследований. Методологической базой работы стали: анализ, историко-архивные исследования, картографический анализ, натурные исследования.

   Выводы. В результате проведенного анализа выявлены особенности функционирования населенных пунктов со статусом исторических поселений в территориальном развитии Казанской и Камской агломераций. Определены проблемы и задачи включения исторических поселений в функциональные каркасы территории, выделены направления мероприятий по включению исторических поселений в территориальное развитие агломераций.

53-67 86
Аннотация

   Актуальность. Уникальные здания отражают общественный запрос на инновационную организацию городского пространства, новые перспективы деятельности человека, растущую потребность безопасных и благоприятных условий среды. Архитектурное проектирование уникальных зданий на ранних стадиях осложнено неясностью функциональных и планировочных задач, отсутствием нормативных требований, необходимостью внесения существенных изменений в процессе работы. Опыт проектирования спортивных арен футбольных стадионов чемпионата мира по футболу 2018 г. в России раскрывает особенности выбора и разработки продуктивной творческой идеи. В результате комплексного анализа архитектурного наследия и научной литературы установлены тенденции развития данной типологии. Обобщены требования международных спортивных организаций к объемно-планировочному решению спортивных арен, положенные в основу российских норм стандартизации в области строительства. Даны рекомендации по сохранению архитектурной концепции автора проекта в процессе оптимизации.

68-83 71
Аннотация

   Сегодня происходит возрождение и популяризация речного вида транспорта и инфраструктуры, в том числе речных вокзалов. Актуальность проектирования речного вокзального комплекса в г. Ростове-на-Дону обусловлена активным освоением левобережных территорий центральной части города, необходимостью решения транспортных проблем (разгрузка наземных путей сообщения), развитием рекреационного потенциала акватории Дона.

   Цель исследования заключается в определении основных принципов разработки модели архитектурно-планировочного решения современного объекта речного транспорта на примере вокзального комплекса в г. Ростове-на-Дону.

   Результаты исследования. В ходе исследования был выполнен ряд задач: на основе анализа мирового опыта проектирования и строительства аналогичных объектов сформулированы основные аспекты проектирования современных речных вокзалов относительно их функциональной, планировочной, архитектурной, конструктивной и региональной специфики. Был проведен поиск градостроительного размещения объекта и разработана концептуальная модель для условий застройки рассматриваемого участка в Ростове-на-Дону.

   Выводы. На основе исследования разработана собственная концепция по архитектурной организации речного вокзального комплекса в Ростове-на-Дону.

84-94 73
Аннотация

   Актуальность тематики основывается на растущих темпах урбанизации и  цифровизации современного общества: чтобы идти в ногу со временем, архитектура градостроительства должна отвечать не только новейшим эстетическим требованиям, но и критерию скорости разработки проектов будущих зданий. Очевидно, что сократить время реализации проектов новых зданий возможно на основе внедрения современных информационных технологий в процесс разработки архитектурного концепта.

   Основной целью научной статьи является реализация модели машинного представления генерации изображений заданных пользователем архитектурных объектов выбранного стиля.

   Одной из вариаций подобной информационно-интеллектуальной системы является авторская модель машинного обучения, основанная на генеративно-состязательных нейронных сетях, которые открывают возможность генерации изображений здания выбранного архитектурного стиля на основе текстового описания пользователя.

   Вывод: рассматриваемая автоматизирующая система позволит существенно сократить временные, человеческие и денежные ресурсы, требуемые для разработки проекта будущего здания.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ 

95-107 68
Аннотация

   Актуальность. Спектральная пирометрия при плазменном нагреве, плавлении и охлаждении неметаллических тугоплавких материалов имеет особую актуальность в нанотехнологиях, медицине, энергетике, металлургии и других областях, где требуется точный контроль температуры в процессе обработки различных материалов. Применение метода спектральной периметрии направлено на создание новых технологий для измерения температуры в сложных условиях обработки и синтеза материалов, таких как плазменный нагрев, плавление и охлаждение неметаллических тугоплавких материалов. Результаты исследований в этой области могут улучшить процессы производства, снизить затраты на материалы и топливо, повысить эффективность работы установок и оборудования, а также качество и надежность конечной продукции.

   Цель исследования: адаптация малогабаритных спектрометров в области спектральной пирометрии при диагностике конденсированных сред, подвергшихся нагреву и плавлению в среде термической плазмы.

   В работе представлены результаты применения малогабаритных спектрометров в рамках диагностики нагрева, плавления и охлаждения кварцевой мишени посредством плазменной струи атмосферного давления. Диагностический комплекс для проведения экспериментальных  исследований включает в себя два канала сбора данных: первый – микроспектрометр HPCS 300 со спектральным диапазоном 380–780 нм, который служит для определения цветовой температуры эталонного источника излучения и калибровки оптоволоконного тракта; второй – микроспектрометр STS-VIS, в основе которого лежит ПЗС-детектор с 1024 элементами, спектральный диапазон – 350–800 нм, используется для снятия спектра излучения исследуемого объекта.

   Выводы. Установлено, что при взаимодействии плазменной струи с кварцевой мишенью наблюдаются три этапа, включающих в себя деформацию поверхности, выход на стабильную температуру нагрева и охлаждение конденсированного материала с точками фазовых переходов «жидкое – пиропластичное – твердое».

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ 

108-119 59
Аннотация

   Актуальность. Вопрос энергоресурсосбережения с каждым годом становится все более актуальным. Особое внимание уделяется повышению энергоэффективности ограждающих конструкций зданий различного назначения, т. к. теплопотребление занимает значительную часть в общих затратах на коммунальные нужды.

   Целью исследования является изучение теплового состояния ограждающей конструкции в области наружного угла.

   В рамках данного исследования было рассмотрено влияние мостика холода в виде наружного угла на поведение температурного поля на внутренней поверхности ограждающей конструкции. Исследована кирпичная наружная стена в трех вариантах: 510, 640 и 770 мм. Показано, что во всех случаях температура в углу стены становится ниже температуры точки росы.

   Результаты. Проведено исследование методов для уменьшения негативного влияния мостика холода в области угла, которое может проявляться в появлении конденсата, плесени и привести впоследствии к разрушению наружного ограждения. Применение утепленного скоса приводит к лучшим результатам по сравнению со скосом без утеплителя. Однако точка с минимальным значением температуры сохраняется в углах и также не превышает температуру точки росы tр = +13,5 °С. Только в этом случае точка с минимальным значением температуры перемещается в углы, образованные скосом.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ 

120-131 75
Аннотация

   Современная система управления водными ресурсами строится на основе внедрения в хозяйственную и прочие виды деятельности принципов наилучших доступных технологий. Это подразумевает рациональное использование природных ресурсов, их охрану от вредных воздействий, организацию оптимальной комплексной системы управления взаимодействием в системе «природный ресурс – хозяйствующий субъект». Существующие недостатки экономического регулирования в водохозяйственной сфере могут быть преодолены благодаря интенсификации перехода к технологическому нормированию путем выбора наилучших доступных технологий. В настоящее время в стране завершился первый этап внедрения этой системы в сфере охраны окружающей среды для обеспечения минимизации негативного воздействия на окружающую среду, в том числе и в сфере управления водными ресурсами. В работе выполнен анализ практической деятельности водопользователей с целью оценки ее эффективности за период 2019–2021 гг. на примере водохозяйственного участка 13.01.03.004 (р. Томь от г. Кемерово до ее устья в Томской области). Показаны положительные тенденции изменения качества воды. Дана прогнозная оценка развития водно-экологической ситуации на исследуемом участке. Полученные результаты позволят оптимизировать неистощительное водопользование в регионе.

132-143 69
Аннотация

   Развитие инфраструктуры арктических поселений связано с устройством современных систем водоснабжения и водоотведения.

   Актуальность. Низкие температуры воздуха и многолетнемерзлые грунты существенно осложняют строительство и эксплуатацию резервуаров, предназначенных для сбора и хранения сточных вод. С целью обеспечения эффективного энергосбережения проводились предпроектные теплотехнические расчеты стальных емкостей в теплоизоляции ППС. Сравнивались методики вычислений и результаты, которые послужили основой для построения расчетных диаграмм.

   Выводы. Полученные зависимости позволяют достаточно быстро и точно определить теплопотери при полном или частичном заполнении резервуара водой. Это существенно облегчит процесс принятия решений на стадии проектирования северных объектов, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.

ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ, ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 

144-155 127
Аннотация

   Баррета – особый вид набивных свай, применяемых при строительстве высотных зданий и сооружений на слабых грунтах, используемый как дополнительный вариант по устройству свай буронабивного типа. Установлено, что применение баррет активизирует поиск новых способов повышения качества расчетов и проектирования фундаментов, в частности, требует разработки новых методов расчета. В статье приведены результаты расчетного анализа взаимодействия барреты большой длины с грунтом основания при разработке различных глубин откопки котлована.

   Модели и методы. Основным методом исследования является численный анализ в сочетании с аналогией. В ходе исследования было выполнено численное моделирование с помощью геотехнических программных комплексов PLAXIS 3D для упругопластической модели упрочняющегося грунта Hardening soil (HS) и слабых грунтов. Проведено сопоставление и анализ данных, полученных в ходе численного моделирования испытания взаимодействий барреты на несущую способность.

   Результаты. Сопоставляются и анализируются данные, полученные для откопки котлованов различной глубины. Очевидно, что сваи с большей глубиной погружения в рассматриваемых грунтовых условиях всегда будут иметь большую несущую способность и меньшую осадку. Несущая способность по грунту может быть определена как нагрузка на баррету при осадке 40 мм по аналогии с натурными испытаниями баррет. По результатам расчетов построены графики «нагрузка – осадка» при нагружении с различной глубиной откопки котлованов. Характер графиков показывает, что при данной нагрузке формируются зоны пластических деформаций на боковой поверхности барреты, что и является причиной роста осадок.

   Выводы. Показано, что выбор соответствующей вычислительной модели подтвердил результаты логических и рациональных исследований, основанных на действующем стандарте СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений». По результатам выполненных расчетов можно заключить, что изменение глубины откопки котлована влияет как на несущую способность барреты, так и на вертикальную осадку. Дальнейшие комплексные исследования на основании численных расчетов, а также экспериментальных и теоретических данных позволят разработать новые методы расчета и повысить эффективность проектных решений.

156-163 59
Аннотация

   Актуальность. В основании зданий и сооружений часто оказываются глинистые грунты, строительные свойства которых зависят от многих факторов, одним из них является природная уплотнённость грунта. В связи с этим актуально установление природной уплотненности глин и использование полученных данных в строительных классификациях грунтов.

   Цель исследования – установление природной уплотненности глин.

   Как известно, уплотненность глинистого грунта тесно связана c консистенцией. В настоящей работе приведен анализ взаимосвязи уплотненности и консистенции глинистых грунтов, разных по генезису, с использованием показателя уплотненности грунта В. А. Приклонского. Показано влияние степени водонасыщения глинистого грунта на относительное расхождение коэффициента консистенции от показателя уплотненности для разных по генезису и консистенции грунтов. Отмечено, что для грунтов с коэффициентом водонасыщения меньше единицы коэффициент консистенции отличается от показателя уплотненности. Расхождение растет с понижением коэффициента водонасыщения. Существенно, что значительные расхождения, приближающиеся к единице, могут проявиться и при коэффициенте водонасыщения, равном 0,95 и более.

   Результыты. Выполненный анализ показал, что оценка природной уплотненности глинистых грунтов должна базироваться на знании условий их формирования. Исследование различных генетических типов глинистых грунтов с целью установления взаимосвязи природной уплотненности и консистенции позволит более обоснованно подойти к вопросу использования показателя уплотнённости грунта в строительных классификациях.

164-178 58
Аннотация

   Актуальность. При расчете многоэтажных зданий, относящихся к каркасным пространственным системам, необходим учет податливости фундаментов на естественном основании и выбор расчетной модели, наиболее полно отражающей конструктивную схему здания. Приведены результаты моделирования напряженно-деформированного состояния
разноуровневого основания и фундамента – плитного и свайного – многоэтажного здания, расположенного на склоне.

   Целью работы являлось расчетное обоснование корректности использования модели линейного и нелинейного деформирования разноуровневого основания в плитном фундаменте и критерии перехода к свайному фундаменту в многоэтажном здании, расположенном на склоне.

   Моделирование напряженно-деформированного состояния плитного и свайного фундаментов на разноуровневом основании многоэтажного здания, расположенного на склоне, выполнено в системе «основание – фундамент – здание» методом конечных элементов с использованием верифицированного программного комплекса MicroFe.

   Результаты. При расчете разноуровневого основания по нелинейной модели Кулона – Мора условия второй группы предельных состояний по вертикальным перемещениям и крену не выполняются и применять плитный фундамент не рекомендуется. Таким образом, расчет плитного фундамента с использованием модели только линейно-деформируемого основания становится недостаточным. Особенностью работы свай при наличии бокового давления грунта является то, что контурные сваи, расположенные с противоположной стороны от склона, значительно перегружены по сравнению с остальными. Кроме того, в линейной постановке расчета продольные усилия в контурных сваях превышают допускаемую расчетную нагрузку на сваи, в результате чего не выполняется условие по первой группе предельных состояний.

   Выводы. Использование конструктивно нелинейной работы свай, когда ограничивается продольное усилие в свае величиной, равной допускаемой расчетной нагрузке, позволяет обеспечить для свайного фундамента выполнение условий по первой и по второй группам предельных состояний.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ 

179-197 74
Аннотация

   Актуальность. Несмотря на положительные изменения в дорожном строительстве, связанные с реализацией нацпроектов, направленных на значительный рост качественных и количественных показателей дорожно-транспортной инфраструктуры страны, задачи ресурсосбережения, охраны окружающей среды и экологической безопасности остаются актуальными в силу недостаточного внимания к ним.

   Цель исследования – проанализировать взаимосвязи между показателями качества и экологической безопасностью автомобильной дороги в контексте устойчивого развития.

   Результаты. Рассмотрены вопросы баланса экологического, социального, экономического компонентов дорожно-транспортной инфраструктуры как системы. Комплексное развитие дорожного строительства должно быть функциональной основой этой системы на всех стадиях жизненного цикла: проектирования, строительства, эксплуатации автомобильной дороги. Дана оценка соответствия фактической ситуации в регионах современным реалиям нормативно-правовой базы и экономическим возможностям их реализации. В статье представлены основные факторы воздействия строительно- и эксплуатационно-технологических средств на окружающую среду в течение жизненного цикла автомобильной дороги. Авторами показана необходимость разворота дорожного строительства в сторону активного использования инновационных разработок, повышающих качество и безопасность дорожно-транспортной инфраструктуры при одновременном решении вопросов ресурсосбережения и рационального природопользования.

198-223 59
Аннотация

   Актуальность. Улично-дорожная сеть крупных городов, геометрия которых проектировалась на перспективную автомобилизацию 180–200 автомобилей на 1000 человек населения, не удовлетворяет современным требованиям удобства и безопасности движения транспортных потоков и пешеходов. Данная проблема особенно актуальна для местной улично-дорожной сети, поскольку именно здесь на нерегулируемых перекрестках наблюдается аварийность с особо тяжелыми последствиями.

   Цель работы. Повышение эффективности организации дорожного движения на нерегулируемых пересечениях местной улично-дорожной сети с применением современных методов успокоения движения.

   Методы исследования. Статистическая обработка результатов дорожно-транспортных происшествий в г. Томске за последние 6 лет.

   Результаты работы. Статистическая обработка данных дорожно-транспортных происшествий по районам г. Томска показала, что наибольшее число аварий с тяжелыми последствиями характерно для территорий города с сохранившейся исторической застройкой, где имеется большое количество улиц со значительной степенью извилистости и ограниченной видимостью на нерегулируемых перекрестках. Решение проблемы безопасности движения на нерегулируемых перекрестках без значительных затрат возможно с применением методов успокоения движения, широко применяемых по всему миру. Средства успокоения движения предназначены для снижения скорости движения транспорта как на нерегулируемых перекрестках, так и на подходах к пешеходным переходам, к школам и детским учреждениям. Эффект от применения метода достигается за счет визуального и физического препятствования езде на большой скорости в требуемых местах. Для снижения аварийности непосредственно на перекрестках хорошо работают приемы, предусматривающие изменение схемы движения на перекрестке, в частности, применение мини-колец, диаметр которых не превышает 4 м. Зарубежный опыт внедрения миникольцевых пересечений убедительно доказывает их высокую эффективность как средства повышения безопасности движения.

   Выводы. В работе выполнен краткий обзор применения миникольцевых пересечений в мировой практике. Проанализированы существующие теоретические модели расчета пропускной способности нерегулируемых пересечений и миниколец. Даны рекомендации по применению методов успокоения движения и устройства миникольцевых пересечений в г. Томске.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА 

13
Аннотация

Современная система управления водными ресурсами строится на основе внедрения в хозяйственную и прочие виды деятельности принципов наилучших доступных технологий. Это подразумевает рациональное использование природных ресурсов, их   охрану от вредных воздействий, организацию оптимальной комплексной системы управления взаимодействием в системе «природный ресурс – хозяйствующий субъект». Существующие недостатки экономического регулирования в водохозяйственной сфере могут быть преодолены благодаря интенсификации перехода к технологическому нормированию путем выбора наилучших доступных технологий. В настоящее время в стране завершился первый этап внедрения этой системы в сфере охраны окружающей среды для обеспечения минимизации негативного воздействия на окружающую среду, в том числе и в сфере управления водными ресурсами. В работе выполнен анализ практической деятельности водопользователей с целью оценки ее эффективности за период 2019 – 2021 гг. на примере водохозяйственного участка 13.01.03.004 (река Томь от г. Кемерово до ее устья в Томской области). Показаны положительные тенденции изменения качества воды. Дана прогнозная оценка развития водно-экологической ситуации на        исследуемом участке. Полученные результаты позволят оптимизировать неистощительное водопользование в регионе. 

13
Аннотация

Несмотря на положительные изменения в дорожном строительстве, связанные с реализацией нацпроектов, направленных на значительный рост качественных и количественных показателей   дорожно-транспортной инфраструктуры страны, задачи ресурсосбережения, охраны окружающей среды и экологической безопасности остаются актуальными в силу недостаточного внимания к ним.

Цель исследования – проанализировать взаимосвязи между показателями качества и экологической безопасностью автомобильной дороги в контексте устойчивого развития.

В статье рассмотрены вопросы  баланса экологического,  социального, экономического компонентов дорожно-транспортной инфраструктуры как системы.  Комплексное развитие дорожного строительства должно быть функциональной основой этой системы на всех стадиях жизненного цикла: проектирования, строительства, эксплуатации автомобильной дороги. Дана оценка соответствия фактической ситуации в регионах современным реалиям нормативно-правовой базы и экономическим возможностям их реализации. В статье представлены основные факторы воздействия строительно- и эксплуатационно-технологических средств на окружающую среду в течение жизненного цикла автомобильной дороги. Авторами показана необходимость разворота дорожного строительства в сторону активного использования инновационных разработок, повышающих качество и безопасность  дорожно-транспортной инфраструктуры при одновременном решении вопросов ресурсосбережения и рационального природопользования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.