АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Статья посвящена творческому наследию выдающегося каталонского зодчего Антонио Гауди-и-Корнет (1852–1926). Рассмотрены отдельные сюжеты его жизни и черты характера, которые во многом предопределили выбор его будущей профессии. Сделан обзор основных этапов его профессионального образования, полученного в университете и Высшей школе архитектуры г. Барселоны. Оценен диапазон его стилевых предпочтений в мировой архитектуре и дизайне, отмечены специфические особенности его проектно-строительной деятельности. В статье рассмотрено всего лишь два наиболее известных градостроительных проекта Антонио Гауди, выполненных в традициях каталонского модерна (Modernisme) в сочетании с элементами архитектурной бионики. Это Парк Гуэль в Барселоне (1900–1914 гг.) и крипта незавершенной церкви в Колонии Гуэль муниципалитета Санта-Колома-де-Сервельо (1898–1917 гг.). Отмечено, что последний объект выполнял роль научно-экспериментальной лаборатории, в которой архитектор занимался поисками оригинальных «бионических» форм и конструктивных решений для других своих объектов. В их числе собор Святого Семейства (Саграда Фамилиа) в г. Барселоне, ставший главным делом его жизни.
Промышленная зона, находящаяся на территории северной части г. Томска, является важной частью существующего городского зонирования. В настоящей статье поставлена цель рассмотреть факторы влияния на функциональное назначение и планировочную структуру исторического района Заозерье в середине XIX – начале XX в., такие как зарождение судоходства, развитие пищевой и лесной промышленности, строительство фабрик, заводов и предприятий, сооружение Томской железнодорожной ветви Транссибирской магистрали.
Авторы, основываясь на библиографическом и архивном материале, изучив графические источники информации, такие как карты планов г. Томска XVII, XVIII, XIX и XX вв., поднимают в статье тему влияния промышленной зоны на функциональное назначение и планировочную структуру исторического района Заозерье в середине XIX – начале XX в. Определены те факторы, которые вследствие своего существования задали определённый вектор развития застройки района Заозерье, и исходя из рассмотренных социально-экономических факторов развития было проведено более глубокое исследование территории района Заозерье и его градостроительный анализ в рамках указанного временного отрезка.
В работе были определены такие факторы формирования района Заозерье, как зарождение судоходства, развитие пищевой и лесной промышленности, строительство фабрик, заводов и предприятий, сооружение Томской железнодорожной ветви Транссибирской магистрали. Все эти факторы рассматриваются в определенном историческом контексте в период с середины XIX в. до начала ХХ в.
В ходе исследования были собраны ценные данные в виде исторических документов, справок, сделаны схемы развития территории исторического района Заозерье, которые дают подробное представление не только о градостроительной ситуации района в середине XIX – начале XX в., но и о социально-экономических факторах влияния на рассматриваемую территорию. Выявленные результаты работы дают ответы на многие вопросы, поставленные в плане современной ситуации развития и благоустройства территории исторического района Заозерье, что является основанием для дальнейшего исследования формирования изучаемых территорий. В научный оборот вводятся новые факты по истории развития северной части города Томска в середине XIX – начале XX в.
Тема настолько малоизучена на фоне массы выполненных работ и исследований по различным территориям Томска, что это неоднократно подчеркивает актуальность и новизну выбранной темы.
Статья посвящена изучению малых городов Красноярского края при железнодорожных узлах (на примере г. Заозерного, г. Иланского) с целью выявления потенциала для дальнейшего развития. Неудовлетворительное состояние малых городов, отток населения, низкий уровень качества жизни, отсутствие предприятий и рабочих мест приводят к деградациям малые города, которые развивались до конца XX в. Выявлены концепции градостроительного развития малых городов Красноярского края при железнодорожных узлах (на примере г. Заозерного, г. Иланского). Полученные знания могут быть использованы в качестве основы для формирования градостроительных документов конкретно городов Заозерного и Иланского или любых других малых городов: правила землепользования и застройки, генеральный план, концепция развития города, стратегия развития города.
Рассмотрены вопросы, связанные с организацией мест для досуга детей в общественных зданиях, не относящихся к образовательным или досуговым учреждениям. Детские места сегодня появляются в административных зданиях, банках, библиотеках, клиниках, крупных торговых центрах, аэропортах и других зданиях общественного назначения. На основании проведенного анализа определено, что пространственные параметры и функциональные характеристики создаваемых детских мест находятся в зависимости от величины и функции общественного пространства здания, в котором они формируются, а также от времени пребывания в нем взрослого с ребенком. Исходя из этого предложена типология детских мест, в которой авторами выделяются открытые (детский уголок, детская площадка) и изолированные (детская комната, детский комплекс) детские места. В статье также рассмотрены особенности дизайна и функциональной организации предметно-пространственной среды детских мест в зависимости от функциональной направленности детской деятельности. Кроме того, установлено, что при малых габаритах исходного пространства и необходимости в увеличении количества возможных видов деятельности главным становится принцип многофункциональности и трансформируемости элементов предметно-пространственной среды. В качестве основных элементов детского места выступают: посадочное место, место для деятельности, место для складирования, формообразование которых определяется функциональным назначением детского места.
Цель работы – изучить и проанализировать этапы становления и развития первых автомобильных заправочных станций за рубежом; исследовать причины того, что стало предпосылкой возникновения автомобильных заправочных станций, изучить принципы формирования функционального зонирования и предметного наполнения территории автомобильных заправочных станций; рассмотреть конструктивно-дизайнерские решения автомобильных заправочных станций, их «вписываемость» в городскую среду и влияние на городскую планировочную структуру.
Использовались такие методы, как натурное обследование, изучение и анализ литературных и интернет-источников и нормативных документов, систематизация старинных фотографий по теме исследования.
Результатом исследования является определение этапов развития и выявление принципов проектирования функционально-пространственной среды автозаправочной станции как самостоятельного объекта малой архитектуры, определение влияния автомобиля на градостроительство и приемы проектирования первых автомобильных заправочных станций.
Результаты исследования позволят определить место автомобильных заправочных станций в классификации объектов малой архитектуры, предложить принципы функциональной организации территории автомобильных заправочных станций, связать проектирование автозаправочной станции и разработку ее фирменного стиля в единый процесс.
В исследовании впервые комплексно рассматриваются вопросы исторических предпосылок появления автомобильных заправочных станций, принципы их функционально-конструктивного решения и приемы формирования фирменного стиля автомобильных заправочных станций.
В статье рассмотрен такой тип зданий, как торговый центр, их планировочные особенности, организация маршрутов передвижения. Она посвящена изучению средств и проблем защиты торговых центров от угроз криминального характера. Выявлены главные проблемы в области безопасности. Описаны основные пространственные уровни и ключевые для обеспечения защиты от криминала точки. Приведены принципы решения криминогенных проблем, изучена роль среды в их формировании. Анализируются архитектурно-планировочные средства обеспечения безопасности торговых центров, даются рекомендации применительно к их функциональным частям.
Настоящая работа посвящена формированию и развитию коммерческих, или частных, публичных садов г. Томска. Подробно рассматриваются исторические сады «Алтай», «Эрмитаж» (Эльдорадо), «Буфф». В статье использованы материалы Российского государственного исторического архива, Государственного архива Томской области, Томского областного краеведческого музея. Выявленные новые архивные документы, иконографические и публицистические материалы дают некоторое представление об облике утраченных исторических общественных садов. Результаты проведенных исследований позволили графически определить точное местоположение, приблизительные границы и общую планировочную структуру садов.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
Проведено исследование эффективности работы шумозащитных конструкций, расположенных на автомобильной развязке вдоль улицы Балтийской в городе Томске. Выполнены акустические измерения уровня шума вдоль шумозащитных конструкций по новой оригинальной методике измерения. Сравнение полученных данных с требованиями нормативных документов в области шумозащиты урбанизированных территорий города позволило сделать вывод об эффективности установленных экранов. Экспериментально установлено, что шумозащитные экраны значительно снижают показатель уровня звукового давления до допустимого. Установлен экспериментально эффект интерференции шума, проявившийся в периодическом перераспределении уровня шума за экранами.
Проведение оценки и сравнения теплозащитных свойств различных брусовых конструкций в зависимости от их геометрических характеристик и теплофизических параметров используемых деревянных элементов и утеплителя как в условиях стационарной, так и нестационарной теплопередачи, в том числе и при циклическом изменении температуры наружного воздуха.
На основе численного моделирования нестационарного теплопереноса в наружных ограждающих конструкциях, выполненных из профилированного теплового бруса с коннекторами, рассчитаны температурные поля и тепловые потоки в выбранных неоднородных фрагментах.
Определены соответствующие теплозащитные характеристики, и проведено их сравнение для рассмотренных брусовых конструкций. Выполнена оценка снижения теплозащитных характеристик в условиях нестационарного теплообмена и под влиянием некоторых конструктивных элементов стены. Выяснена степень теплоустойчивости перспективных конструкций теплового профилированного бруса с горизонтальными и вертикальными коннекторами из фанеры.
Полученные результаты могут быть использованы при разработке новых конструкций утепленного бруса с вертикальным и горизонтальным креплением ламелей, предназначенных для создания энергоэффективных наружных ограждающих конструкций в малоэтажном домостроении.
Проведенные оценки влияния неоднородных участков на поля температуры и тепловых потоков при нестационарной теплопроводности позволили установить, что ограждающие конструкции из утепленного клееного бруса с Н-образными вертикальными коннекторами из фанеры и внутренней продольной ламелью по своим теплозащитным свойствам превосходят другие рассмотренные брусовые конструкции.
Настоящая работа посвящена моделированию напряженно-деформированного состояния кирпичного здания на свайном фундаменте при его надстройке с использованием проектно-вычислительного комплекса MicroFe, который позволяет создать расчетную схему системы «основание – фундамент – надземная часть» с использованием свай в виде стержневых конечных элементов в грунтовом массиве. Это позволяет создать расчетную схему, отражающую реальную работу конструкций и основания.
Целью работы является анализ деформирования системы «основание – фундамент – надземная часть» и сопоставление фактических и расчетных значений.
Реализуется два основных подхода к расчету: в первом основание здания принималось жестким (расчетная схема № 1); во втором свайное основание моделировалось податливым за счет осадок свай (расчетная схема № 2).
Расчет блок-секции по расчетной схеме № 1 показал, что усилия и напряжения в отдельных строительных конструкциях превысили проектные значения, а по расчетной схеме № 2 наибольший дефицит армирования составил менее 1 % по сравнению с проектом. Полученные значения расчетных перемещений и фактических осадок в контролируемых точках цокольной части стен показали их удовлетворительную сходимость, разница составила в среднем 15 %.
В процессе надстройки здания на жестком основании расчетные усилия и напряжения в отдельных сваях и строительных конструкциях надземной части могут принимать пиковую форму и превышать проектные значения. Учет податливости свайного фундамента, в определенных грунтовых условиях, приводит к сглаживанию и снижению усилий и напряжений в строительных конструкциях.
Сопоставление расчетных значений деформаций с результатами геодезического мониторинга осадок здания показало, что основные нормируемые параметры – абсолютные и относительные осадки – не превысили допустимых значений, определяемых национальными стандартами.
Проведение оценки и сравнения теплозащитных свойств различных брусовых конструкций в зависимости от их геометрических характеристик и теплофизических параметров используемых деревянных элементов и утеплителя как в условиях стационарной, так и нестационарной теплопередачи, в том числе и при циклическом изменении температуры наружного воздуха.
На основе численного моделирования нестационарного теплопереноса в наружных ограждающих конструкциях, выполненных из профилированного теплового бруса с коннекторами, рассчитаны температурные поля и тепловые потоки в выбранных неоднородных фрагментах.
Определены соответствующие теплозащитные характеристики, и проведено их сравнение для рассмотренных брусовых конструкций. Выполнена оценка снижения теплозащитных характеристик в условиях нестационарного теплообмена и под влиянием некоторых конструктивных элементов стены. Выяснена степень теплоустойчивости перспективных конструкций теплового профилированного бруса с горизонтальными и вертикальными коннекторами из фанеры.
Полученные результаты могут быть использованы при разработке новых конструкций утепленного бруса с вертикальным и горизонтальным креплением ламелей, предназначенных для создания энергоэффективных наружных ограждающих конструкций в малоэтажном домостроении.
Проведенные оценки влияния неоднородных участков на поля температуры и тепловых потоков при нестационарной теплопроводности позволили установить, что ограждающие конструкции из утепленного клееного бруса с Н-образными вертикальными коннекторами из фанеры и внутренней продольной ламелью по своим теплозащитным свойствам превосходят другие рассмотренные брусовые конструкции.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Приоритетным направлением в современном строительном материаловедении является создание таких составов и технологий цементных композиций, которые бы удовлетворяли технологической доступности и эффективности, экологической безопасности, биосовместимости, природной сбалансированности, экономической целесообразности и энерго- и ресурсосбережению.
Целью работы является изучение комбинированного воздействия на жидкость затворения ультразвука с заданной частотой и постоянного магнитного поля заданной напряженности, а также влияние модифицированной таким образом жидкости затворения на свойства цементных систем.
При выполнении исследований использовалось ультразвуковое устройство УСУ-0707, система магнитов, рентгеновский дифрактометр ДРОН-4. Для определения прочности образцов при сжатии изготавливали образцы-кубы размером (2×2×2)10–2 м из цементно раствора при водоцементном отношении, равном 0,38.
В работе показано, что комбинированные вещественно-полевые воздействия на жидкость затворения цементных систем приводят к существенному повышению эксплуатационных характеристик цементного камня. Установлено, что прочность при сжатии цементного камня возрастает в среднем на 30–45 % по сравнению с контрольными образцами. Диспергирование водной среды ультразвуком сопровождается образованием различных короткоживущих частиц и состояний в воде, кавитационными эффектами и другими сопутствующими явлениями, которые, в свою очередь, чувствительны к воздействию магнитного поля. В результате реакционная способность воды по отношению к цементу резко возрастает, и, как следствие, наблюдается рост прочности.
В статье представлены результаты исследования фаз в цементном камне методом Ритвельда на стадии твердения в интервале 0–67 ч при температуре 40, 50, 70 °С. Было установлено, что к основным фазам исследуемого цементного камня относятся Tobermorite, Deliate, mCanH2O10Si2, где m= 5 или 3, а n= 3 или 1.
Содержание фаз было оценено по вкладу расчетных интенсивностей отдельных фаз в интегральную, которая, в свою очередь, сравнивалась с экспериментальной дифрактограммой. Были оценены также массовые доли решеток фаз. Время, а также температура изотермического твердения оказывают существенное влияние на структурирование цементного камня.
Представлены общие сведения о состоянии сырьевой базы спекающегося глинистого сырья в России. Дана химико-минералогическая характеристика аргиллитов, а также их основные свойства. Указывается, что особенностью химического состава аргиллитов является повышенное содержание Al2O3 – от 17 до 23 %, К2О – от 2,5 до 4,3 % и оксидов железа – от 4 до 7 %. Особенностью минералогического состава аргиллитов является наличие гидрослюд двух видов: изометричной, являющейся аллотигенной составляющей, и удлиненно-пластинчатой, являющейся продуктом катагенетического процесса преобразования монтмориллонита. Присутствуют всегда также каолинит, хлорит, глауконит, кварц, плагиоклазы. Приведены основные требования к дорожному клинкерному кирпичу и к керамической черепице и основные тенденции в производстве данных изделий.
Выявлены зависимости влияния степени измельчения аргиллитов и температуры обжига на прочность, водопоглощение и плотность образцов. Показан их взаимозависимый характер влияния на свойства изделий. Указывается, что за счёт более тонкого измельчения аргиллитов в интервале фракций 0–0,16…0–1,25 мм прочность образцов увеличивается в 1,5–2,5 раза, за счёт увеличения температуры обжига в интервале 900–1100 °С –
в 2–4 раза. В принятых интервалах степени измельчения и температуры обжига водопоглощение менее 5 %, необходимое для черепицы, достигается при степени измельчения аргиллитов до фракции 0–0,315 мм и температуре обжига 1000 °С и выше. Водопоглощение менее 2,5 %, необходимое для клинкерного кирпича, достигается при степени измельчения до фракции 0–0,315 мм и температуре обжига 1050 °С и выше.
Дано обоснование перспективности производства черепицы низкотемпературного спекания на основе аргиллитов.
ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ, ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Статья посвящена разработанной методике расчёта фундаментов мелкого заложения на естественном основании по заданной осадке, преимуществами которой являются: обеспечение наилучших условий функционирования надземных конструкций за счёт уменьшения неравномерности осадок фундаментов до минимально допустимого значения, снижение ресурсозатрат на устройство фундаментов за счёт использования стадии нелинейного деформирования грунта. Изложены основные положения и допущения предлагаемой методики. Представлены результаты лотковых штамповых испытаний, на основе которых определены поправочные коэффициенты. Произведён сравнительный анализ полученных экспериментальных данных и результатов расчётов по различным методикам определения осадки, который показал удовлетворительное для инженерного подхода совпадение результатов при давлении до 0,7 от предельного, что подтверждает корректность принятых допущений.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
Уровень экономической и технологической эффективности функционирования всех отраслей регионального хозяйства во многом зависит от степени развития транспортной инфраструктуры. В связи с этим приоритетным направлением для поднятия экономики на новый уровень всеми стратегическими документами Ростовской области принято создание транспортно-логисического кластера. В статье представлена адаптация методики комплексной оценки территории к оценке территории Ростовской области в рамках развития транспортно-логистического кластера.
ISSN 2310-0044 (Online)