Preview

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета

Расширенный поиск
Том 23, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 

9-20 215
Аннотация

Статья посвящена начальному этапу в проектной и общественной деятельности неординарного французского зодчего Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) (1887-1965), который считается одним из создателей европейского функционализма.

Рассмотрены его первые проектные и живописные работы, отдельные сюжеты ознакомительных поездок по странам Западной Европы и Ближнего Востока.

Этот опыт помог начинающему архитектору создать его первые концептуальные версии и модели «современной» архитектуры. О них будет рассказано в наших дальнейших работах.

21-28 287
Аннотация

Исследование посвящено изучению торговых зданий товарищества «А.Ф. Второв и сыновья», возведенных в городах Сибири в конце ХIХ – начале ХХ в. и являющихся яркими представителями своего времени. Рассмотрены градостроительные, архитектурно-художественные, объемно-пространственные и стилевые характеристики зданий. Выполнен анализ по сохранности и использованию выявленных объектов в настоящее время.

Определено значение торговых зданий Второвых в сохранении историко-архитектурного облика сибирских городов. Актуальность исследования обусловлена малой изученностью торговых зданий Второвых, одних из ярких представителей сибирского купечества.

В работе применялись научные методы: критический анализ использованной литературы и привлеченных источников, сравнительный архитектуроведческий анализ и системно-структурный анализ информации, творческий синтез при формировании полученных выводов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке лекций, докладов и сообщений по истории архитектуры Сибири.

Научная новизна работы заключается в изучении архитектурного наследия конкретного купеческого рода – Второвых, открывших торговые заведения в тринадцати сибирских городах. Основой исследования являются теоретические труды ученых историков и архитекторов, касающиеся данного вопроса и приведенные в библиографическом списке, а также материалы натурного исследования, проведѐнные авторами статьи в 2018–2020 гг.

29-36 338
Аннотация

В статье описаны принципы территориального размещения детско-юношеских фут- больных академий в структуре крупнейших городов, особенности архитектурно-планировочной организации футбольных академий, являющихся важнейшей составляющей профессиональной подготовки футболистов для действующих футбольных клубов. Отмечены особенности формирования структуры академии как многофункционального центра с широким спектром возможностей развития и полного погружения обучающихся в учебный процесс. Рассмотрена актуальность и потребность появления таких футбольных академий в крупнейших городах России.

Выявлена специфика включения футбольных академий в структуру крупнейших го- родов, определены основные типы обучения на основе анализа подобных объектов в России, странах Европы и Южной Америки. Определено, что наиболее приемлемым является размещение детско-юношеских футбольных академий на периферии города.

37-45 306
Аннотация

Статья посвящена формированию застройки с. Богородское Среднего Приобья. Изучены причины возникновения села, его планировочные особенности и архитектура отдельных объектов. Актуальность исследования обусловлена малой изученностью историко-культурного наследия сел Томской области и проблемами сохранения исторических поселений на уровне отдельных регионов страны.

В процессе работы применялись научные методы: критического анализа использованной литературы и привлеченных источников, сравнительного архитектуроведческого анализа и системно-структурного анализа информации, творческого синтеза при формировании полученных выводов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке лекций, докладов и сообщений по истории архитектуры Сибири.

Научная новизна исследования заключается в изучении историко-культурного наследия некогда значимого населенного пункта Томской губернии, ранее не изученного и не опубликованного. Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические труды историков и архитекторов, касающиеся данного вопроса и приведенные в библиографическом списке, а также материалы натурного исследования, проведѐнного авторами статьи в 2021 г. в рамках работы над грантом.

В результате исследования установлено, что бывшее с. Богородское имеет богатую историю, обладает значимым историко-культурным наследием и богатым природным потенциалом, поэтому необходимо обратить внимание на сохранение и развитие этого исторического поселения, основанного еще в начале ХVIII в.

46-57 310
Аннотация

Общественный транспорт является не только связующим элементом городской структуры, обеспечивающим территориальную целостность, но и фактором, существенно влияющим на качество городской среды. Совершенствование системы общественного транспорта и оптимизация соотношения его видов позволяют перестроить городское пространство, освободив территории под общественные, рекреационные и иные необходимые городу функции. Рассмотрение транспортной инфраструктуры в условиях городской среды в отрыве от этих функций приводит к негативным последствиям.

Целью исследования является выявление передовых тенденций в организации инфраструктуры городского общественного транспорта на примере городов с высоким уровнем комфорта городской среды.

Результатом стало подтверждение гипотезы о том, что отдельно, без взаимодействия с внешними и внутренними компонентами городских и транспортных систем, инфраструктуру устройства общественного транспорта рассматривать невозможно, т. к. транспорт становится прямым конкурентом за земельные ресурсы для таких необходимых и значимых факторов городской среды, как пешеходная, велосипедная инфраструктуры и озеленение. На примере рассматриваемых городов было выявлено, что оптимизация транспортной системы должна идти в сторону выравнивания степени доступности городских территорий в любое время суток, расширения пешеходных и озелененных зон, уменьшения негативного воздействия на городскую среду.

обеспечивающим территориальную целостность, но и фактором, существенно влияющим на качество городской среды. Совершенствование системы общественного транспорта и оптимизация соотношения его видов позволяют перестроить городское пространство, освободив территории под общественные, рекреационные и иные необходимые городу функции. Рассмотрение транспортной инфраструктуры в условиях городской среды в отрыве от этих функций приводит к негативным последствиям.

Целью исследования является выявление передовых тенденций в организации инфраструктуры городского общественного транспорта на примере городов с высоким уровнем комфорта городской среды.

Результатом стало подтверждение гипотезы о том, что отдельно, без взаимодействия с внешними и внутренними компонентами городских и транспортных систем, инфраструктуру устройства общественного транспорта рассматривать невозможно, т. к. транспорт становится прямым конкурентом за земельные ресурсы для таких необходимых и значимых факторов городской среды, как пешеходная, велосипедная инфраструктуры и озеленение. На примере рассматриваемых городов было выявлено, что оптимизация транспортной системы должна идти в сторону выравнивания степени доступности городских территорий в любое время суток, расширения пешеходных и озелененных зон, уменьшения негативного воздействия на городскую среду.

Общественный транспорт является не только связующим элементом городской структуры,

58-70 304
Аннотация

Настоящее развитие общества характеризуется сменой технологического уклада, что влечет за собой необходимость преобразования уже существующих технических решений, затрагивающих все сферы национальной экономики в целом и строительной отрасли в частности. В то же время сформировавшийся запрос со стороны потребителей в повышенных требованиях комфортности, безопасности и экономичности среды жизнедеятельности также указывает на целесообразность трансформации существующих градостроительных решений. В этой связи в статье исследуются организационные аспекты развития территории и застройки, при этом особо уделяется внимание таким видам деятельности, как инжиниринг и реинжиниринг.

Предполагается на основе ретроспективного анализа определить предметную область инжиниринга, выполнить классификацию услуг и работ в его рамках. Акцентировано внимание на организационных аспектах инжиниринга, его проявлении на этапах жизненного цикла градостроительного решения. В качестве гипотезы установлено, что наиболее эффективным откликом на запросы общества в обеспечении комфортности и безопасности существующей застройки является реинжиниринг, основанный на синтезе концепций устойчивого развития и риск-ориентированного подхода.

Определена предметная область инжиниринга в строительстве, установлен состав реинжиниринга градостроительных решений, а также показана возможность синтеза концепций устойчивого развития и риск-ориентированного подхода в его рамках.

Динамика изменения параметров частных решений отдельных элементов может не совпадать с характером изменений общего градостроительного решения, что влечет за собой появление зон (участков) опасного и дискомфортного пребывания людей. Следствием этого является необходимость модернизации технических решений либо восстановление их материально-вещественной формы, что составляет предмет реинжиниринга, мероприятия которого могут быть распределены по всей временной шкале жизненного цикла градостроительного решения и отнесены к земельному участку и его застройке.

собой необходимость преобразования уже существующих технических решений, затрагивающих все сферы национальной экономики в целом и строительной отрасли в частности. В то же время сформировавшийся запрос со стороны потребителей в повышенных требованиях комфортности, безопасности и экономичности среды жизнедеятельности также указывает на целесообразность трансформации существующих градостроительных решений. В этой связи в статье исследуются организационные аспекты развития территории и застройки, при этом особо уделяется внимание таким видам деятельности, как инжиниринг и реинжиниринг.

Предполагается на основе ретроспективного анализа определить предметную область инжиниринга, выполнить классификацию услуг и работ в его рамках. Акцентировано внимание на организационных аспектах инжиниринга, его проявлении на этапах жизненного цикла градостроительного решения. В качестве гипотезы установлено, что наиболее эффективным откликом на запросы общества в обеспечении комфортности и безопасности существующей застройки является реинжиниринг, основанный на синтезе концепций устойчивого развития и риск-ориентированного подхода.

Определена предметная область инжиниринга в строительстве, установлен состав реинжиниринга градостроительных решений, а также показана возможность синтеза концепций устойчивого развития и риск-ориентированного подхода в его рамках.

Динамика изменения параметров частных решений отдельных элементов может не совпадать с характером изменений общего градостроительного решения, что влечет за собой появление зон (участков) опасного и дискомфортного пребывания людей. Следствием этого является необходимость модернизации технических решений либо восстановление их материально-вещественной формы, что составляет предмет реинжиниринга, мероприятия которого могут быть распределены по всей временной шкале жизненного цикла градостроительного решения и отнесены к земельному участку и его застройке.

Настоящее развитие общества характеризуется сменой технологического уклада, что влечет за

71-80 419
Аннотация

Рассматриваются военные городки как одна из составляющих военно-стратегических функций городов Омска и Ново-Николаевска конца XIX – начала XX в. Описан военно-стратегический аспект строительства и выявлены особенности размещения казарменных комплексов в городской застройке. Исследование показывает историю развития строительства комплекса военных построек 41, 43 и 44-го Сибирских стрелковых полков, входивших в состав Омского военного округа (Сибирский военный округ с 1899 по 1906 г.), дислоцированных в Омске и Ново-Николаевске. Данное исследование показало, что комплексы зданий военного ведомства, построенные в городской черте, являлись достаточно автономными в структуре сибирских городов и их сооружения соответствовали всем функциональным назначениям c продуманной взаимосвязью всех территориальных образований военных городков.

81-97 278
Аннотация

В архитектуре и искусствоведении большое значение имеет терминология направлений и стилей. Иногда кажущиеся одинаковыми названия могут иметь совершенно иной смысл. Классицизм как одно из основных мировых направлений в архитектуре и искусстве в настоящее время довольно свободно интерпретируется авторами, в результате чего возникают неточности в определении стиля архитектурного объекта, временные параметры его строительства. Все это создает определенные трудности не только при его изучении как исторического здания, но и при его реставрации или реконструкции.

В статье поднимается несколько вопросов, связанных с данным стилевым направлением. В первом ‒ рассматриваются истоки стиля, охватившего всю Европу и Россию начиная с середины XVII в. и продолжающегося до настоящего времени. Несмотря на то что данный вопрос далеко не новый, термин «классицизм» (как само название, так и его архитектурные особенности) требует некоторых уточнений и определенного осмысления. Второй вопрос связан непосредственно с архитектурой классицизма сибирских городов, его появлением и развитием. Третий вопрос раскрывает влияние классицизма на градостроительство в городах Западной Сибири.

98-108 256
Аннотация

Статья посвящена теме велоинфраструктуры города, которая с каждым годом набирает свою популярность, но до сих пор является малоизученной. Развитию пространства для двухколѐсного транспорта уделено мало времени и бюджета, поэтому есть масса проблем и вопросов, которые требуют анализа и решения.

Основной целью исследования является определение необходимых типов велосипедных центров в структуре города: от основных, центральных, до районных и периферийных, объединенных в единую сеть, связывающих все городские районы. Передвигаясь по единой сети велодорожек «от дома до крупного велосипедного центра и обратно», неразрывно охватывающей весь город, можно тренироваться и общаться в велосипедных центрах. Периферийные центры, обладающие меньшим функциональным составом, предоставляют услуги ремонта, аренды велосипедов и небольшой отдых. В качестве примера взят г. Ростов-на-Дону.

В данной работе определены: оптимальные расстояния между велосипедными центрами разных типов, их необходимое функциональное наполнение, расположение велоцентров в структуре города. В дальнейшем возможно расположение таких центров в любом городе, благодаря их унифицированности.

Результатом исследования являются: модель велосети для г. Ростова-на-Дону с велосипедными центрами разной величины и многофункционального назначения в каждом районе, которые будут являться точкой притяжения для людей; модели велосипедных центров разной величины, от центральных до районных и периферийных.

Основной велосипедный центр городского значения будет включать спортивно- зрелищные, учебно-тренировочные и физкультурно-оздоровительные пространства, имеющие спортивные площадки, велотрек, скалолазки, скейтпарк, тренажѐрные залы, большой зал для прыжков с трамплина и другие спортивные помещения. На территории комплексов могут разместиться открытые площадки: крышные велотрассы, амфитеатр с уличной сценой, арт-пространства, картинг.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ 

109-117 224
Аннотация

Представлены результаты экспериментальных исследований прочности и деформа- тивности железобетонных плит, опертых по контуру на податливых опорах при кратковременном динамическом нагружении. В качестве податливых опор рассмотрены сминаемые вставки кольцевого сечения, деформирующиеся в упругой стадии, пластической и стадии отвердения.

Выполнена оценка изменения перемещений, скоростей и ускорений в зависимости от стадии деформирования податливых опор.

По результатам выполненных исследований железобетонных плит показана высокая эффективность применения податливых опор рассматриваемого типа. Применение податливых опор привело к значительному снижению перемещений конструкции и, соответственно, усилий и напряжений.

118-128 324
Аннотация

В настоящие дни интерес к конструкциям и сооружениям из древесины начинает возрастать, главным образом потому, что древесина – экологически чистый материал. В конце ХХ и начале ХХI в. разработано достаточно новых конструктивных решений и материалов на основе древесины. Вместе с этим совершенствовались способы соединения деревянных элементов и стыки узлов конструкций.

В статье приведены результаты экспериментальных исследований структурного покрытия, состоящего из двух блок-ферм и его узловых соединений при действии статической нагрузки, соответствующей максимальной расчетной нагрузке. По результатам испытаний выявлен характер распределения напряжений в структурном покрытии, а также на поверхности узловых соединений. Были определены прочностные и деформационные характеристики узловых соединений и элементов структурного покрытия.

129-142 310
Аннотация

Методики расчѐта сборно-монолитных конструкций, которые предложены в нормативных документах, требуют соответствующих уточнений.

Это связано с тем, что конструкции из сборно-монолитного железобетона обладают конструктивными особенностями, отличающими их от «классических» железобетонных конструкций. К таким особенностям относятся: разное время включения в процесс деформирования сборного и монолитного бетонов, различные величины предела прочности бетонов, отличающиеся физические свойства сборного и монолитного бетонов и др.

Рассмотрев конструктивные особенности формирования напряжѐнно-деформированного состояния сборно-монолитной конструкции, авторы статьи предложили методику расчѐта таких элементов, учитывающую вышеобозначенные особенности.

Предложенная методика, основанная на принятии в качестве критерия исчерпания несущей способности достижения предельных деформаций бетонов и/или арматуры расчѐта, позволяет учесть разное время вовлечения в процесс деформирования сборного и монолитного бетонов, а также учитывать разные прочностные и деформационные свойства бетонов.

Сопоставление результатов расчѐта с данными экспериментальных исследований имеет удовлетворительную сходимость.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ 

143-154 299
Аннотация

Сточные воды гальванических предприятий характеризуются повышенными концентрациями металлов, взвешенных веществ, кислот, щелочей и других загрязнений. Неравномерность поступления, низкие значения рН и специфический состав усложняют обработку таких стоков.

К основным методам очистки относят химическое осаждение, ионный обмен, химическое и электрохимическое окисление, флотацию, фильтрацию и мембранные установки. В статье рассмотрен возможный вариант очистки сточных вод небольшого гальванического цеха, на основании проведенного исследования предложена технологическая схема, включающая осаждение загрязняющих веществ гидроксидом натрия и окисление анолитом на втором этапе.

Эффекты снижения загрязнений составили по ХПК 88,9 %, взвешенных веществ – 99,5 %, железа – 99,8 %, АПАВ – 95,7 %, ионов меди – 99,9 %. Показатель рН очищен- ной воды составлял 7,8 и соответствовал значению слабощелочной среды.

ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ, ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 

155-166 271
Аннотация

Использование плитных фундаментов на естественном основании под кирпичными зданиями точечного типа с пространственной перекрестно-стеновой конструктивной системой может привести к появлению зоны предельного и упругопластического состояния основания по контуру монолитной фундаментной плиты и, как следствие, к недопустимым деформациям и перемещениям грунта.

Предложено исключить появление зоны предельного и упругопластического состояния основания с помощью контурных железобетонных свай путем изменения типа фундамента с плитного на плитно-свайный. Использование расчетной модели системы «основание – фундамент – здание» is performed in the MicroFe software package позволяет в единстве достаточно адекватно оценить напряженно-деформированное состояние основания, фундаментов и надземной части кирпичного здания повышенной этажности точечного типа в реальных инженерно-геологических условиях.

Расчетным путем установлено, что 46 % вертикальной нагрузки от здания воспринимают контурные железобетонные сваи, а 54 % приходится на монолитные фундаментные плиты.

Применение плитно-свайного фундамента позволило исключить недопустимые деформации основания и обеспечить выполнение нормативных требований.

167-178 268
Аннотация

Объектом исследования является прогноз сейсмостойкости при укреплении грунтовых оснований сооружений.

Цель работы заключается в численной оценке суммарного приращения сейсмической интенсивности при искусственном преобразовании и укреплении грунтов основания на основе результатов геомеханического моделирования.

Исследование базируется на классических математических методах моделирования грунтовых оснований в плоской нелинейной постановке.

Представлен новый подход к определению суммарного приращения сейсмической интенсивности, основанный на определении отношения величин оседаний фундаментов зданий и сооружений до и после работ по укреплению грунтов. В работе представлены результаты прогноза изменения сейсмостойкости для реальных объектов, полученные по данным инженерно-геологических изысканий и численным компьютерным моделям.

Установлено, что за счет преобразования грунтовых оснований сейсмостойкость может снижаться более чем на 0,5 балла. Данная методика может быть применена для корректировки балльности как для отдельных объектов, так и уточнения границ сейсмических зон на картах ОСР.

155-166 155
Аннотация

Использование плитных фундаментов на естественном основании под кирпичными зданиями точечного типа с пространственной перекрестно-стеновой конструктивной системой может привести к появлению зоны предельного и упругопластического состояния основания по контуру монолитной фундаментной плиты и, как следствие, к недопустимым деформациям и перемещениям грунта.

Предложено исключить появление зоны предельного и упругопластического состояния основания с помощью контурных железобетонных свай путем изменения типа фундамента с плитного на плитно-свайный. Использование расчетной модели системы «основание – фундамент – здание» is performed in the MicroFe software package позволяет в единстве достаточно адекватно оценить напряженно-деформированное состояние основания, фундаментов и надземной части кирпичного здания повышенной этажности точечного типа в реальных инженерно-геологических условиях.

Расчетным путем установлено, что 46 % вертикальной нагрузки от здания воспринимают контурные железобетонные сваи, а 54 % приходится на монолитные фундаментные плиты.

Применение плитно-свайного фундамента позволило исключить недопустимые деформации основания и обеспечить выполнение нормативных требований.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-1859 (Print)
ISSN 2310-0044 (Online)