АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Настоящая статья посвящена капелле Нотр-Дам-дю-О – первому культовому зданию, спроектированному Шарлем-Эдуардом Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) в рамках бионических традиций модернизма. При ее создании архитектор выразил стремление создать пространство, способствующее тишине, молитве, покою и внутренней радости.
В ходе исследования проанализированы ключевые архитектурно-дизайнерские концепции, заложенные Жаннере-Гри в ситуационный план, планировочную схему, фасадные решения, архитектурные детали и интерьер данного уникального здания. Особое внимание уделялось бионическим элементам, вдохновленным природными формами и процессами, что стало отличительной чертой модернистской архитектуры Ле Корбюзье.
Анализ позволил выявить взаимосвязь между архитектурными решениями и философскими взглядами Жаннере-Гри, а также оценить их влияние на формирование модернистской парадигмы в культовом зодчестве. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию вклада Ле Корбюзье в развитие современной архитектуры и его стремления к созданию гармоничного и функционально насыщенного пространства.
Статья посвящена проектированию игровых площадок для детей с ограниченными возможностями, сделан акцент на инклюзивности и безопасности. Рассматривается соблюдение стандартов безопасности, приведены примеры специализированных игровых элементов для обеспечения различных потребностей детей с физическими и когнитивными ограничениями.
Актуальность темы обусловлена растущей осведомленностью общества о необходимости создания инклюзивной среды для детей с разными способностями. Инклюзивные площадки становятся пространством для социальной интеракции и общего развития.
Цель исследования – изучение концепции детских игровых площадок для детей с ограниченными возможностями с учетом аспектов инклюзивности и безопасности.
Методика исследования основывается на анализе существующих игровых площадок, изучении различных проектов игровых площадок (как общедоступных, так и специализированных для детей с ограниченными возможностями) с целью выявления тенденций в их проектировании.
В результате исследования выявлены ключевые факторы и аспекты, которые требуется учитывать при создании игровых площадок для детей с ограниченными возможностями.
В настоящей работе выполнен теоретический обзор научных статей о градостроительном планировании в условиях воздушных атак в период между Первой и Второй мировой войной. Публикации по данной теме малочисленны и принадлежат зарубежным исследователям. Только малая часть материалов была переведена и опубликована в архитектурных журналах СССР первой половины XX в. Авторы выполнили системный анализ трудов архитекторов, чьи работы не являются общедоступными.
Теоретические вопросы и первые концепции безопасности современного города возникли сразу после Первой мировой войны. Первый документально зафиксированный воздушный налет произошел в 1911 г. во время войны между Италией и Турцией. В последующем воздушные налеты стали одной из самой распространенных форм военных атак на города. Ни крепости, ни жилые дома гарантированно не могли сохранить жизнь человека во время воздушной бомбардировки.
Современная нестабильная обстановка и угроза мирового терроризма также актуализируют роль процессов урбанизации в военных операциях и международных конфликтах. Поэтому особенно важно установить основные историко-архитектурные этапы развития данной тематики.
В процессе исследования источников авторы пришли к выводу, что в архитектурной среде с 30-х гг. XX в. активно обсуждалась проблема эффективного планирования городов с учётом требований противовоздушной гражданской обороны. Несмотря на широкую известность и экспериментальные проекты «Безопасного города», ни один из них не был полностью реализован.
Анализ отечественных и зарубежных публикаций показал, что вопрос противовоздушной обороны перестал быть актуальной темой, несмотря на постоянные военные конфликты.
Актуальность. Сохранение структурных элементов города, отражающих архитектурно-градостроительную культуру прошлого в любых масштабах, является важнейшей задачей настоящего времени. Это необходимо для достижения целей устойчивого развития, сохранения исторического наследия и культивирования бережного отношения к национальной культуре Российской Федерации. В контексте средовой проблематики важно учитывать морфологическую целостность исторически сложившейся городской среды, которую предложено рассматривать через призму формально-композиционной устойчивости.
Целью исследования является выявление наиболее устойчивых структурных элементов исторического центра Екатеринбурга на основе анализа их архитектурно-градостроительной эволюции.
Методологическую основу исследования составляют системный и исторический подходы, которые позволили автору последовательно проанализировать обширный материал с помощью градостроительного и ретроспективного анализа.
Результаты. В статье предложена периодизация формирования и развития структурных элементов исторического центра г. Екатеринбурга с начала образования города до настоящего времени, включающая шесть периодов: дореформенный, пореформенный, довоенный, военный и послевоенный, период развитого социализма и перестройки, постсоветский период. Воссоздана общая картина формирования структурных элементов исторического центра города, отражающая эволюцию формально-композиционного облика города в каждом выделенном периоде его исторического развития. Выявлены утраченные и наиболее устойчивые структурные элементы города, которые могут охраняться как историко-культурное наследие.
Актуальность исследования заключается в анализе развития городской застройки и архитектуры г. Юрьевца Ивановской области на рубеже XVII–XVIII вв. с учетом исторических событий и культурных влияний того времени.
Цель работы – выявление ключевых факторов, определяющих формирование городского пространства и архитектурной среды данного исторического периода. Для достижения поставленной цели использовался метод анализа исторических документов и литературных источников.
Результаты исследования показывают, что внутренняя структура и планировка городской застройки Юрьевца были сформированы под влиянием различных факторов, таких как топография, исторические события, реформы Петра I и влияние Русской православной церкви. В конце XVIII в. архитектурная среда города приобрела художественное единство, отражая унификацию и модернизацию городского пространства.
Выводы исследования подчеркивают значимость архитектуры Юрьевца как этапа становления русского зодчества, выделяя его собственные ценности и отличия от древнерусских традиций. Результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований в области истории архитектуры и градостроительства.
Исследование посвящено изучению малых архитектурных форм в деревянной усадебной застройке г. Томска конца ХIХ – начала ХХ в. и их влиянию на сохранение исторического облика города. Актуальность исследования обусловлена проблемами сохранения идентичности исторических городов и массовой утратой деревянного историко-архитектурного наследия.
Цель исследования: выявление типов малых архитектурных форм в деревянной усадебной застройке г. Томска и определении их роли в формировании облика исторического города.
Источниковой базой исследования стали исторические фотографии, зарисовки и результаты натурного обследования деревянной усадебной застройки, фонды ГАТО, фотоархивы краеведов П.Н. Коханенко, Р. Перушина, материалы которых позволяют определить наличие утраченных малых архитектурных форм и выполнить их систематизацию.
В результате проведенного исследования определена значимость малых архитектурных форм в сохранении индивидуального историко-культурного облика г. Томска, приведена таблица типологии деревянных ворот, составленная на основе анализа архивных материалов и фотографий. Работа имеет практическую значимость для сохранения и реставрации исторических объектов в Томске и может быть полезна для разработки проектов регенерации исторической застройки г. Томска и дальнейших исследований в области архитектуры и истории города.
Статья раскрывает понятие цифровой модели городской территории как обязательного инструмента управления городскими процессами. Актуальность изучения нормативно-правового обеспечения цифровой модели городской территории имеет огромное значение в свете стремительного развития цифровых технологий в городской среде. Настоящее исследование может послужить основой для создания нормативных актов или их трансформации, способствующих устойчивому и гармоничному развитию городской среды.
Цель исследования – определить значимость нормативно-правового аспекта при создании цифровой модели городской территории и конкретизировать его инструментарий. Объект исследования – геоинформационные платформы общегородского значения. Предмет исследования – уровень возможности их формирования в законодательном поле Российской Федерации. Авторы предполагают процесс создания цифровой модели городской территории неотвратимым ввиду тенденции развития градостроительной деятельности на территории РФ.
На основе теоретических методов анализа и синтеза различных источников были получены следующие результаты: сформирована схема источников атрибутивной информации цифровой модели городской территории; конкретизирован нормативно-правовой аспект формирования цифровой модели городской территории как основа развития геоинформационной системы на всех уровнях значимости; упорядочены требования нормативно-правовых актов строительной отрасли к цифровой модели городской территории; определены детали правового поля как инструменты, требующие отражения в цифровой модели городской территории.
В статье анализируется отечественный и зарубежный опыт проектирования экологических туристических комплексов, рассматриваются особенности их архитектурной организации, дается описание и сравнение трех архитектурных моделей экологических туристических комплексов, а также выявляются основные экологические приемы их проектирования.
Актуальность темы исследования определяется следующими факторами: увеличением туристического потенциала территорий юга России и страны в связи с изменившимися условиями и направлениями туристических потоков; растущим интересом общества к экологии и вследствие этого появлением нового вида туристической архитектуры – экотуризма, одновременно с недостаточным опытом его теоретических исследований и проектирования.
Цель исследования – выявление архитектурных особенностей экологических туристических комплексов и разработка проектных предложений таких комплексов для юга России.
Результатом исследования является анализ формообразующих факторов: градостроительных, архитектурно-планировочных, функциональных, экологических и прочих, влияющих на архитектуру экологических туристических комплексов, а также их классификация по организационной структуре, функциональному содержанию, степени доступности, социальной эффективности и факторам экологичности. Предложена концепция экологического туристического комплекса для юга России, выполнен экспериментальный проект на территории пригородной зоны города Краснодара.
Рассмотрены особенности организации экологического туризма в условиях природной среды, а также возможность экологического просвещения населения в процессе отдыха. Предложены архитектурные модели экологических туристических комплексов: приключенческого, научного и рекреационного с элементами экологического образования, проведен их сопоставительный анализ, на основе которого произведен выбор самой эффективной модели для юга России.
В статье рассматриваются конструктивные особенности каменных лестниц в исторической застройке, исследуются их изменения в процессе эксплуатации на примере главного корпуса Томского государственного университета, построенного в 1878–1888 гг., и здания на ул. Гоголя, 12, постройки 1908 г.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью учёта особенностей конструкций исторических лестниц при проведении ремонтных и ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия и исторических зданиях для максимального сохранения их подлинности.
Цель исследования – изучить конструкции каменных лестниц конца XIX – начала XX в., применявшихся в России и Томске.
Источниковой базой исследования стали издания по строительному искусству конца XIX – начала XX в., что позволило изучить типы и конструкции лестниц, характерные для исследуемого временнόго периода. Применение комплексного подхода, включающего анализ литературы и общего состояния конструкции, способствовало достижению поставленной цели.
Результаты исследования. В статье впервые собран и обобщён материал по типовым конструктивным решениям каменных лестниц обозначенного временнόго периода и выявленным особенностям лестниц, применённых на исторических зданиях Томска.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении конструктивных особенностей каменных лестниц конца XIX – начала XX в. в жилых и общественных зданиях г. Томска.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использовании при проведении ремонтно-реставрационных работ на жилых и общественных каменных объектах исторической застройки Томска исследуемого временнόго периода.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Актуальность. В статье дается обоснование необходимости разработки отсутствующих в действующих нормативных документах требований на значения гидравлических характеристик водопроводных и канализационных труб с внутренними отложениями. Отсутствие таких требований приводит к изменению фактического внутреннего диаметра труб, скоростного режима потока и потерь напора на сопротивление по длине, а также к увеличению энергопотребления насосного оборудования. Представленный материал позволит эксплуатирующим организациям принимать обоснованные решения о необходимости вывода изношенных инженерных сетей из эксплуатации.
Цель. Разработать и обосновать требования на допустимую с гидравлической точки зрения толщину слоя отложений на внутренней поверхности изношенных металлических водопроводных и канализационных труб для обоснования их вывода из эксплуатации.
Методы. В качестве способа обоснования используется количественный метод оценки эффективности эксплуатации труб по гидравлическому критерию с анализом значений характеристик их гидравлического потенциала.
Результаты. Предложена специальная таблица с диапазоном количественных значений коэффициентов эффективности эксплуатации изношенных трубопроводов, по которым устанавливается остаточный период эксплуатации труб для обоснования их вывода из работы.
Выводы. Разработаны предложения для внесения в действующие СП 31.13330.2021 и СП 32.13330.2018, обосновывающие необходимость вывода из эксплуатации изношенных металлических водопроводных и канализационных трубопроводов с внутренними отложениями.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Современные тенденции устойчивого развития предъявляют высокие требования к строительным материалам и изделиям. Предпочтение отдается той продукции или технологиям, которые потенциально могут быть отмечены как экологически безопасные, что и определяет актуальность исследования.
Объектом исследования являются магнезитовые плиты, представляющие собой строительный материал, характеризующийся высокой огнестойкостью, влагостойкостью, прочностью, звукоизоляционными и экологическими свойствами.
Цель исследования – изучение инновационного строительного материала на примере магнезитовых плит, определение их эксплуатационных характеристик, включая огнестойкость, влагостойкость, прочность и экологичность. Исследование направлено на оценку эффективности магнезитовых плит по сравнению с другими строительными материалами.
Методы исследования. В статье проведен анализ свойств плит из оксида магния как самого экологичного и безопасного инновационного строительного материала. Преимущества оцениваются через сравнительный анализ физических и механических свойств плит из оксида магния с другими доступными строительными плитами (гипсокартонными, ориентированно-стружечными).
В результате исследования выявлено, что магнезитовые плиты являются экологичным и универсальным материалом для использования в архитектурных и строительных конструкциях. Результаты исследования показали, что магнезитовая плита превосходит по выбранным параметрам другие строительные плиты, однако их стоимость выше.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
Актуальность. При ремонте городских путепроводов важно обеспечить минимальные транспортные потери автотранспортом на период проведения дорожных работ.
Цель исследования – разработка методики обоснования оптимального маршрута объезда ремонтируемого городского путепровода по прилегающей к объекту улично-дорожной сети.
На основе исследований установлена зависимость средней скорости автомобилей и себестоимости перевозок от расстояния между регулируемыми перекрестками и уровня их загрузки. Разработан алгоритм обоснования маршрута объезда строительного объекта.
Результаты. На основе факторного анализа разработана методика обоснования маршрута объезда строительного объекта по существующей улично-дорожной сети с учетом уровня ее загрузки городским транспортом, состояния проезжей части, светофорных объектов, протяженности маршрута.
Актуальность исследования заключается в совершенствовании методики оценки ресурсной надежности металлических пролетных строений с бистальными балками изменением управляющей функции напряженно-деформированного состояния на основе резервирования и самоорганизации системы. Рассматривается эффект вариации нагрузок на несущие бистальные балки пролетных строений, действующих в течение длительного времени эксплуатации.
Цель: разработать методику оценки ресурсной надежности бистальных балок как самонастраиваемых систем при воздействии нагрузки.
Практическая значимость: оценена ресурсная надежность бистальных балок с учетом «запаздывания» текучести.
Показано, что резервирование в бистальных балках повышает показатель ресурсной надежности и технического использования.
Актуальность. Элементы верхнего строения железнодорожного пути преимущественно испытывают переменные во времени эксплуатационные воздействия. Как следствие, это сопровождается зарождением и накоплением в них усталостных повреждений. Дефекты промежуточных рельсовых скреплений достаточно сложно идентифицировать методами дефектоскопии, что может стать причиной разрушения некоторых деталей. В частности, подкладки рельсовых скреплений достаточно часто выходят из строя вследствие недостаточной усталостной прочности.
Данная проблема является предметом исследования настоящей статьи. Для проведения анализа усталостной прочности подкладки построена математическая модель ее деформирования, реализованная методом конечных элементов.
В железнодорожном пути стальная подкладка опирается на шпалу через резиновую прокладку. Поэтому для расчетов напряженно-деформированного состояния подкладки выбрана модель плиты переменной толщины, опирающейся на нелинейно-упругое основание. В свою очередь основание моделировалось набором стержней, имеющих нелинейную диаграмму деформирования, параметры которой определялись по результатам испытаний резиновой прокладки на сжатие.
Методы. Разработанная математическая модель реализована в программном комплексе COSMOS, в среде которого проведен конечно-элементный анализ напряженно-деформированного состояния подкладки при различных силовых воздействиях: переменная во времени нагрузка со стороны груженого подвижного состава и монтажные усилия от прикрепления подкладки к шпале и к рельсу.
Результаты. По результатам расчета получены параметры циклического нагружения в опасных точках подкладки и проведена оценка ее долговечности при различном значении силовых воздействий. При этом учтена неравномерность осадки пути, а также расстройство болтовых соединений рельсового скрепления. Определено влияние этих факторов на фактические нагрузки, действующие на рельсовое скрепление.
Получено, что ресурс подкладки в основном зависит от значения эксплуатационной динамической нагрузки.
Актуальность. Существующая схема дорожно-климатического районирования территории бывшего Советского Союза, разработанная в 50-е гг. прошлого столетия, не учитывает особенностей природно-климатических условий ряда регионов, занимающих значительную площадь России, что ограничивает межремонтные периоды эксплуатируемых автомобильных дорог. Современное освоение новых территорий, например огромной по площади Арктической зоны, требует единого методического подхода специалистов различных организаций в выделении в пределах существующих зон однородных по признакам географического комплекса районов, в пределах которых однотипные дорожные конструкции будут характеризоваться одинаковой прочностью и устойчивостью. На сегодняшний день отсутствует единая стандартизованная отраслевая методика дорожно-климатического районирования, обеспечивающая требуемый уровень надежности конструктивно-технологических решений на стадиях проектирования и строительства автомобильных дорог.
Цель работы. Обобщить результаты многолетних исследований, выполненных авторами, на территории 14 административных образований Западно-Сибирского региона.
Результаты. В представленной работе изложена схема таксономического разделения территорий на основе изучения особенностей элементов географического комплекса административных образований Российской Федерации. Данная схема является основой для принятия проектных решений. Показаны различия между расчетными значениями характеристик глинистых грунтов земляного полотна, представленными в действующей нормативной литературе, и результатами экспериментальных исследований на примере территории Омской области.
Актуальность. Рассматривая ограниченную долговечность как свойство конструкции непрерывно сохранять работоспособность в течение ресурсных пределов времени в условиях случайной интенсивности нагруженности элементов балки, происходящих в процессе эксплуатации, автором предложено определение ресурса как основного критерия долговечности на уровне вероятностей возможного отказа и разрушения отдельных элементов моста или балки в целом.
Цель работы. Разработать методы, определяющие долговечность, на основе анализа повреждений, представляющих собой случайный, нестационарный процесс нагружения. Автором предлагается кумулятивная модель квазимонотонного процесса накопления повреждений и формы отказа элементов балки.
Результаты. Получены результаты расчета процесса накопления повреждений в балках. Процесс рассматривается как квазимонотонный. Выражены зависимости величин нагруженностей от напряжений, включая этапы изменения вероятностных характеристик не только материалов конструкции, но и уровней изменения режимов нагружения от роста повреждений. Ограничения долговечности балок пролетных строений оцениваются как номинальными напряжениями, так и суммарными повреждениями в более опасном сечении.
ЮБИЛЯРЫ
ISSN 2310-0044 (Online)