Preview

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета

Расширенный поиск
№ 5 (2019)
Скачать выпуск PDF

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

9-35 931
Аннотация
Статья посвящена начальному этапу в проектной деятельности знаменитого архитектора Эктора (Гектора) Жермена Гимара (1867–1942), который считается создателем французской версии стиля модерн (Art Nouveau). В этот период (1891–1900 гг.) зодчий успешно совмещал проектную работу с преподаванием в Парижской школе декоративных искусств. Э. Гимар опробовал самые различные эклектические стили, шли активные поиски своего собственного направления в архитектуре. Познакомившись в 1894 г. с творчеством бельгийского архитектора Виктора Орта (1861–1947), он взял на вооружение основные элементы стиля модерн. В статье рассмотрены самые ранние проектные работы Э. Гимара, отобразившие основные направления его творческих поисков, – парижские жилые особняки (1891–1894 гг.), доходный дом Кастель Беранже (Castel Béranger, 1894–1898 гг.), Дом Coilliot в г. Лилле (1898 г.), входные павильоны станций Парижского метрополитена (1898–1912 гг.).
36-52 756
Аннотация
В статье представлены результаты исследования процесса формирования церковных построек Красноярска, возведенных в первые два столетия существования крепостигорода, которые получены на основе анализа материалов центральных и местных архивов страны. Архитектурные преобразования русских городов в семнадцатом и восемнадцатом веках являются наименее заполненными страницами исторической летописи Сибири, что определяет необходимость дальнейшего изучения ранее известных и вновь выявленных документальных источников, позволяющих показать наиболее полную картину архитектурно-градостроительной деятельности в рассматриваемый период. По сведениям, содержащимся в архивных документах, определены основные этапы возведения первых храмов и некоторые архитектурные особенности культовых строений Красноярска XVII–XVIII вв.
53-61 616
Аннотация
Исследование выполнено в рамках проекта «Градостроительная ретроспектива средних и малых населѐнных пунктов Обь-Енисейского водного пути»1 , который направлен на изучение трансформации селитебных территорий одной из главных водных коммуникаций Сибири, от г. Тюмени до г. Кяхты. Изучена прибрежная территория рек, входящих в гидрологическую систему Обского бассейна на территории Западной Сибири (реки Тура, Тобол, Иртыш, Обь, Кеть), в еѐ современных административно-территориальных границах. Теоретическая часть исследования позволила выявить и графически отобразить системы средних и малых поселений на разных хронологических этапах освоения Западной Сибири. Ретроспектива систем поселений позволила определить типологию населѐнных пунктов в прибрежной зоне водного пути в XVIII и XIX вв. Удалось зафиксировать и получить сводные количественные данные относительно каждого типа поселения, классифицировать их взаимосвязь с транзитными путями сообщения. В XVIII в. сухопутные направления в редком случае пересекали населѐнные пункты, большая их часть размещалась в прибрежной полосе рек, проток, стариц и озѐр. В XIX в. локальные селитебные участки (заимки, однодворки, выселки, деревни) вдоль сухопутных трасс стали укрупняться и формироваться в сѐла. Сравнительный анализ систем поселения выявил факт высокого процента сохранения местоположения, топонимики и планировочной структуры малых населѐнных пунктов, которые присутствуют в современной системе расселения XXI в. В целом был зафиксирован хронологический период урбанизации населения в период со второй половины XVIII – начала XIX в.
62-73 777
Аннотация

В статье анализируется опыт проектирования и организации детских технопарков – зданий нового типа, появившихся в 2015 г. в России и поэтому недостаточно изученных, особенно в аспекте архитектурной организации.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа существующих детских технопарков, определения их типологии, выявления особенностей архитектурнопланировочных решений, принципов размещения в планировочной структуре городов.

Целью исследования является разработка рекомендаций по проектированию детских технопарков, включая их типы, функциональную структуру, архитектурно-планировочные и архитектурно-художественные особенности, а также проекта для Ростова-на-Дону с учетом специфики города.

Результатом исследования явились предложения по типологической, организационно-педагогической структуре детских технопарков, разработаны возможные модели учебных процессов, обусловливающие архитектурную организацию детских технопарков разной типологии. Выделены возникающие направления организации детских технопарков: стандартные детские технопарки сети «Кванториум»; детские технопарки на базе существующих предприятий и учреждений; детские технопарки на базе учебных заведений (общеобразовательных школ и университетов) и детские технопарки, кооперированные с общественными зданиями (музеями, медиацентрами и пр.).

Выводом являются определение возможной типологии детских технопарков г. Ростована-Дону, их моделей и предложения по размещению в планировочной структуре города.

74-84 736
Аннотация
Статья посвящена выявлению, типологии и оценке архитектурно-пространственной структуры прибрежной территории западно-сибирских городов на примере города Томска, как одного из ранних поселений Сибирского региона. В рамках данной статьи определены основные типы архитектурно-пространственных структур прибрежной территории Томска с выделением семнадцати пространственно-планировочных участков и последующим определением морфотипа застройки каждого участка. Расчетно-аналитическая часть статьи заключается в пространственной аналитике при использовании базы данных Градостроительного атласа г. Томска, публичной кадастровой карты, базы 2ГИС и сведениях об объектах культурного наследия, расположенных на территории Томской области.
85-98 605
Аннотация

В статье рассматривается эволюция формирования малых городов в различных природно-географических условиях Западной Сибири в период XVIII – первой половины XX в.

Цель исследования – выявление специфики формирования основных групп городов Новосибирской области.

В работе использован историко-аналитический метод становления и развития городов. Рассматривались природные условия и их влияние на специфику освоения территории и формирование экономико-географического положения малых городов.

В результате исследования выделены три основные группы городов: 1 – наиболее ранние поселения – Куйбышев, Тогучин; 2 – узловые станции транспортных путей – Барабинск, Татарск и Карасук; 3 – Бердск и Искитим, получившие бурный рост и основное развитие производственной базы за счет эвакуированных в годы Великой Отечественной войны промышленных предприятий из европейской части страны. На основании архивных источников, комплексного анализа планов городов, сложившихся ко второй половине XX в., выявлены типы их планировочной структуры.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

99-114 575
Аннотация
Проведено исследование теплотехнических и экономических параметров энергетических систем здания при строительстве и эксплуатации индивидуального жилого дома и секции блокированного дома. Цель исследования – проведение анализа и сравнение теплотехнических и экономических показателей энергетических систем здания для индивидуального жилого дома и секции блокированного жилого дома. Данные рекомендации могут быть применены в практике современного жилищного строительства и послужить основой создания новых инвестиционно-строительных проектов малоэтажной застройки, отвечающих требованиям энергоэффективности. Были получены следующие результаты: на основе разработанной методики рассчитаны капитальные и эксплуатационные затраты на энергетические системы здания для индивидуального жилого дома и секции блокированного дома, обобщены основные показатели для обоих вариантов домов и выбран наиболее оптимальный вариант. Строительство домов блокированного типа взамен индивидуальных домов подтверждает как экономию капитальных затрат на строительство самого дома и системы отопления, так и экономию энергоносителей в процессе эксплуатации здания. Проведенные расчеты показали, что при строительстве блокированных домов достигается сокращение теплопотерь на 7 %. Экономия капитальных затрат на строительство секции блокированного малоэтажного здания, капитальные затраты на энергетические системы здания и энергоресурсы при эксплуатации жилья составили 180 574 руб.
115-126 633
Аннотация

К любой строительной конструкции предъявляют определенные требования по прочности, жесткости, трещиностойкости и т. д. Данные требования подтверждаются соответствующими расчетами. Выполнение всех требований обеспечивает конструкции необходимую надежность. Но в связи с тем, что в настоящее время расчеты строительных конструкций выполняются по методу предельных состояний, численное значение надежности по данному методу определить невозможно. Это можно сделать, только применив вероятностные методы расчета. Одним из серьезных препятствий применению вероятностных методов является отсутствие нормированных значений надежности (нормативной надежности) строительных конструкций.

Большое развитие вероятностные методы расчетов получили во второй половине XX в., но назначение нормативных значений надежности наталкивалось на определенные препятствия. Наиболее серьезным препятствием является учет последствий отказа, т. к. некоторые последствия не поддаются какой-либо количественной оценке. С другой стороны, подавляющий объем работ связан с назначением нормативной надежности строительных конструкций исходя из их несущей способности. Работ, связанных с нормированием надежности по деформациям, трещиностойкости, очень мало.

Настоящая статья посвящена вопросу определения нормативной надежности по деформациям железобетонных изгибаемых конструкций исходя только из физиологических требований. Предложен и описан метод определения нормативной надежности, основанный на чувствительности человека к колебаниям. Представлен пример определения нормативной надежности по деформациям сборных железобетонных плит перекрытия на основе предложенного метода.

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ

127-137 532
Аннотация
Известно, что теплонапряженные элементы (ТНЭ) оказывают большое влияние на теплотехнические характеристики ограждающих конструкций и способствуют увеличению теплопотерь здания. Основным последствием работы ТНЭ является понижение температуры на внутренней поверхности ограждений, примыкающих к проблемной области. Кроме увеличения теплопотерь здания, ТНЭ повышают вероятность образования конденсата на внутренней поверхности ограждений, что приводит к возникновению плесени. Это одна из причин, которая показывает, что моделирование ТНЭ – очень важный этап проектирования. В статье рассмотрено влияние нагревательного кабеля на теплотехнические свойства многослойных ограждающих конструкций в зоне наружного угла здания. С помощью программного комплекса ANSYS проведено исследование влияния кабеля на процессы теплопереноса в зоне теплонапряженного элемента. Дана количественная оценка теплового состояния типичных фрагментов ограждающих конструкций в экстремальных условиях теплообмена. Предложены мероприятия, с помощью которых можно повысить температуру в области теплонапряженных элементов и понизить их негативное воздействие.

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

138-150 651
Аннотация

Рассмотрены явления тепловой и динамической интерференции, возникающей при обтекании потоком воздуха двух моделей зданий в виде квадратных призм, расположенных на малом удалении друг от друга. Выделены общие особенности, установлены зависимости из изменений взаимного расположения, отмечены характерные явления, вызванные взаимодействием потоков.

Цель данных исследований заключается в экспериментальном изучении динамической и тепловой интерференции тандема из двух моделей зданий в виде квадратных призм в зависимости от их взаимного расположения.

За последние годы мировой наукой накоплена обширная база знаний о воздействиях ветра на объекты различной формы, такие как призмы, пирамиды, цилиндры и т. п. В каждом из этих случаев движение воздуха имело уникальные отличительные особенности. Аналогичным образом выполнялись исследования и для группы объектов на предмет их взаимного влияния на изменение как ветровых нагрузок, так и теплообмена. Рассматривалось их взаимное влияние на движение воздуха и его турбулизацию.

Можно выделить два основных направления в исследовании ветрового воздействия. Первое – это воздействие ветра как силовая нагрузка на здание, второе – движение ветра является источником конвективного теплообмена здания.

Предметом исследования являются параметры интерференции, позволяющие оценить степень влияния на поле давления и теплоотдачи возмущений, вносимых впереди расположенными преградами.

На первом этапе были изготовлены физические модели для исследования полей давления на различных гранях и коэффициентов локального и среднего теплообмена в условиях вынужденной конвекции. Следующим шагом стало совместное рассмотрение ветровой (динамической) нагрузки и тепловых потоков, попытки обнаружить общие черты в изменениях в зависимости от взаимного расположения моделей. Все эксперименты были выполнены на аэродинамическом стенде кафедры «Технология строительного производства» ТГАСУ.

В результате проведенных исследований показано, что коэффициенты динамической и тепловой интерференции при обтекании двух призм в следе друг за другом сильно различаются между собой. При этом тепловая интерференция оказывается весьма консервативной по сравнению с динамической. С использованием параметров интерференции можно легко проанализировать значения экстремальных давлений и тепловых потоков на поверхности моделей в зависимости от большого числа факторов, в том числе и их взаимного расположения.

ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ, ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

151-164 522
Аннотация
Дан краткий анализ методов очистки от нефтезагрязнений в основаниях строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений. Рассмотрена возможность очистки грунтов электрохимическим методом с использованием системы оперативного геофизического мониторинга в натурных условиях. Описаны методика проведения натурных испытаний метода контролируемой электрохимической очистки грунта от нефтезагрязнений и экспериментальная установка. Изложены результаты инженерно-геологических изысканий грунтового массива, искусственно насыщенного нефтепродуктами (отработанным маслом, бензином). Детализированы процессы образования зон осушения, скопления нефтепродуктов при электроосмотическом переносе, изменения структуры грунта в результате фазового преобразования и растворения нефтепродуктов. Установлено явление коагуляции нефтепродуктов в порах грунта при электрообработке, приводящее к увеличению крупности песчаных и глинистых компонентов и грунта, способствующее его дезактивации. Экспериментально доказана эффективность электрохимической очистки малопроницаемых песчано-глинистых грунтов.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ

165-179 636
Аннотация
В статье приведены результаты комплексного изучения связей и закономерностей, влияющих на качество проектирования дорожных одежд автомобильных дорог ЗападноСибирского региона. Показано, что свойства глинистых грунтов земляного полотна на территории исследования определяет их состав, формирующийся под влиянием географического комплекса, характерного для региона. Отражѐн оригинальный подход к учѐту особенностей природно-климатических условий при районировании территории в таксономической схеме «зона – подзона – дорожный район». Для дорожных районов, выделенных во II, III и IV дорожно-климатических зонах, назначены расчѐтные характеристики грунтов земляного полотна автомобильных дорог территории исследования. Рекомендуемые значения характеристик глинистых грунтов до 40 % отличаются от рекомендованных действующими нормами, что свидетельствует о важности и практической ценности представленных в статье результатов.
180-191 563
Аннотация
Качественное и долговечное асфальтобетонное покрытие обеспечивает безопасное и комфортное движение транспорта, оптимальные логистические затраты, привлекательность территории для инвестирования в строительные объекты, а также развитие промышленности. При постоянно растущих нагрузках на покрытие автомобильных дорог возникает необходимость повышения качества асфальтобетона путем введения в смесь модифицирующих добавок, совершенствования методики проектирования, научного обоснования выбора и подготовки сырьевых материалов. В настоящей работе предложен алгоритм проектирования состава щебеночно-мастичного асфальтобетона с новой, разработанной авторами, стабилизирующей добавкой, включающей 90 % целлюлозных волокон из макулатуры, 5 % резинового порошка и 5 % битума. Разработан оптимальный гранулометрический состав минеральной составляющей щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси ЩМА-20, включающей 73 % щебня из фракций 15–20, 10–15 и 5–10 мм, 16 % доломитового песка из отсева дробления, 11 % минерального порошка, а также 0,4 % разработанной комплексной стабилизирующей добавки и 5,5 % битума. Образцы разработанного состава ЩМА-20 обладают пределом прочности на сжатие в 2,3 раза выше, чем установлено требованиями к ЩМА-20 в ГОСТ 31015–2002 для II дорожно-климатической зоны. Результаты исследований подтвердились опытно-промышленными испытаниями при устройстве покрытия автомобильной дороги в г. Тюмени.
192-199 780
Аннотация

Решается задача консолидации глинистого грунта при шаровом и девиаторном давлении с учетом сжимаемости поровой жидкости и ползучести скелета грунта. При решении задачи найдено дифференциальное уравнение уплотнения связного грунта, заполненного линейно-сжимаемой грунтовой водой. Учитывалось, что объем газа в грунтовой воде не превышает 10 %. Решение дифференциального уравнения производилось методом Фурье.

Для численного учета меры ползучести при уплотнении консолидирующегося грунта под нагрузкой была использована простая в исполнении методика – испытание в компрессионном приборе образцов грунта из одного и того же монолита, но с несколькими различными высотами. Зная в любой момент времени относительную вертикальную деформацию этих образцов, можно с помощью аппроксимации и экстраполяции найти относительную деформацию при высоте образца, стремящегося к нулю. При практически нулевой толщине образца деформация будет зависеть только от ползучести скелета грунта, а поровое давление уже не будет играть роли.

Полученные значения относительной деформации использованы для подбора функции ядра ползучести. Авторы установили, что экспоненциальная функция оптимально описывает процесс уплотнения грунта на всем участке: от начала уплотнения и до его окончания.

Зная выражение для напора, можно найти напряжение в скелете грунта. В результате была найдена величина осадки грунта при трехосном сжатии с учетом мгновенного его деформирования.

200-212 983
Аннотация

Безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах, качество и эффективность работ при их содержании в зимний период напрямую связаны с объемом и периодичностью проводимых противогололедных мероприятий. Для дорог федерального значения показатели, определяющие применение противогололедных материалов и цикличность их обработки, определены отраслевыми нормативными документами. Для региональных или муниципальных дорог эти нормы принимаются иногда, как и для федеральных, но без учета фактических климатических показателей территорий, на которых они расположены, или рассчитываются по упрощенной методике.

Цель исследования: определение научно обоснованных показателей возможных случаев образования зимней скользкости на сети дорог ХМАО – Югры и циклов противогололедной обработки их покрытий в зависимости от климатических особенностей административных районов автономного округа.

Методы исследований: статистическая обработка результатов наблюдений за климатическими параметрами за 2000–2017 гг., влияющими на образование зимней скользкости, по данным 8 районных и 6 метеорологических станций, расположенных за пределами автономного округа. В качестве метода интерполяции точек на трассы был использован метод крикинга (ПО Surfer).

Результаты: определено число дней с возможными случаями образования зимней скользкости за холодный период и количество циклов обработки противогололедными материалами покрытий дорог, расположенных в административных районах автономного округа, с 50 и 95% вероятностью в зависимости от их климатических особенностей.

ХРОНИКА. СОБЫТИЯ

213-215 399
Аннотация
12 сентября 2019 г. Л.С. Ляховичу исполнилось 85 лет.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-1859 (Print)
ISSN 2310-0044 (Online)