В статье приведены результаты анализа планировочной и функциональной структуры г. Томска. Разработана схема актуального расположения населения, на основе изученного жилищного фонда, на которой выявлены участки с наибольшей и наименьшей плотностью. Анализ дифференциации территории по плотности населения позволил провести экономическую оценку эффективности использования городских территорий. Выявлены наиболее популярные общественные центры г. Томска, проведен анализ их неравномерного размещения по территории города. Разработана схема наибольшей, средней и наименьшей концентрации размещения общественных центров. Основные выводы представлены в виде обобщающей схемы соотношения плотности населения и размещения общественных центров города.
На сегодняшний день отсутствует единая подтвержденная опытом эксплуатации и утвержденная на федеральном уровне методика оценки остаточного ресурса железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов. В статье сделан обзор отечественных и зарубежных нормативных документов по определению долговечности железобетонных мостовых конструкций. Приведены данные о неисправностях эксплуатируемых железобетонных пролетных строений, влияющих на их грузоподъемность и долговечность. За прошедшие 30 лет отечественными и зарубежными учеными проведены обширные исследования по вопросу определения остаточного ресурса и предложены различные методики. Выполнен анализ недостатков и преимуществ данных методик. На основе изучения опыта эксплуатации и существующих подходов была предложена методика оценки остаточного срока службы конструкций, которая учитывает наличие неисправностей, историю эксплуатации, климатический фактор и позволяет определить вероятность изменения состояния сооружения по нескольким сценариям. Процесс изменения состояния является случайным. Для прогнозирования состояния и расчета показателей надежности сооружений и их элементов используется модель, основанная на полумарковском процессе. Источники данных для моделей надежности - результаты наблюдений за состоянием сооружений, либо математические модели возникновения и развития неисправностей. Представлен пример определения остаточного ресурса железобетонного пролетного строения при возникновении и развитии коррозии рабочей арматуры. Данная методика соответствует современному подходу, а также отечественным нормативным документам и реализует принятую на сети железных дорог РФ концепцию эксплуатации и содержания искусственных сооружений.
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 
Статья посвящена творческому наследию выдающегося каталонского зодчего Антонио Гауди-и-Корнет. Рассмотрены проекты двух доходных домов, выполненных по его проектам в традициях неоготического стиля, барокко и каталонского модерна. Это Дом Ботинес в Леоне и Дом Кальвет в Барселоне. Исследованы градостроительные аспекты, особенности функционально-планировочной структуры и конструктивного решения этих многофункциональных зданий. Особое внимание уделено архитектурно-композиционному решению их фасадов и декоративных украшений, в которых, наряду со светскими и религиозными мотивами, были реализованы некоторые принципы «бионического» моделирования. Отмечено, что в этих проектах А. Гауди еще только приступил к формированию основных черт своего неповторимого творческого стиля. В максимальной степени он раскрыл их в своих более поздних проектах доходных домов, построенных в Барселоне, – Доме Батльо и Доме Мила.
Настоящая статья представляет собой попытку сформулировать метод анализа архитектурных объектов с позиции их символического содержания через фиксацию структуры понятия «символическое содержание» и последующую расшифровку каждого из пунктов этой структуры применительно к архитектурным объектам.
Современное развитие урбанистики требует учета множества факторов при создании проектной документации по развитию городской структуры и формированию комфортной городской среды. При этом наиболее рациональным является подход, при котором планировочная структура формируется с учетом глубокого анализа исторически сложившейся пространственной организации города и прогнозирования особенностей еѐ изменения в перспективе. Целью исследования являлось выявление особенностей территориальной структуры г. Томска, определение мест размещения в ней городских общественных центров в контексте сложившейся системы распределения населения по территории города. Для анализа исследуемых показателей использовались материалы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, в том числе официальные статистические данные, картографические и информационные сервисы. Применялись аналитический и графоаналитический методы исследования. В результате исследований разработана схема плотности населения г. Томска, на которой определены участки с наибольшими и наименьшими еѐ показателями. Выявлены общественные центры г. Томска, проведен анализ их размещения по территории города. Разработана схема плотности размещения общественных центров. Основные выводы представлены в виде обобщающей схемы соотношения плотности населения и размещения общественных центров г. Томска, на которой показаны зоны избыточной концентрации и недостаточной обеспеченности общественными центрами. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании новых и при реконструкции существующих объектов застройки городских территорий с целью формирования комфортной городской среды.
Проведены исследования по вопросу посещаемости транспортно-пересадочных узлов маломобильными группами населения. Изложены результаты натурных исследований и теоретических изысканий в вопросе возможности посещения маломобильных групп населения к услугам транспортно-пересадочных узлов. На основе комплексного анализа процентного отношения маломобильных групп населения классифицированы основные группы населения, посещающие транспортно-пересадочные узлы и соответствующие им узлы и фокусы притяжения.
Исследована транспортная составляющая военно-стратегической роли городов Омска и Ново-Николаевска конца XIX – начала XX в. Показано влияние военно-стратегических планов Российской империи на пространственное развитие транспортных комплексов Омска и Ново-Николаевска и, как следствие, их архитектуру. Посредством изучения архивных и литературных источников определены состав и роль военностратегических комплексов на железной дороге.
Проведено исследование по применению методики оптимального выбора объемнопланировочных и конструктивных решений малоэтажных зданий. Целью исследования является использование разработанной системы критериев, влияющих на оптимальность выбора объемно-планировочных и конструктивных решений малоэтажных зданий и сооружений, направленных на повышение эффективности капиталовложений, энерго- и ресурсосбережение, создание комфортных условий для населения с учѐтом климатического районирования местности строительства. Данные разработки могут быть применены при реализации инвестиционностроительных проектов малоэтажной застройки различного типа территорий на основе местной базы строительных материалов. Разработанная методика позволяет интенсифицировать процессы развития малоэтажного строительства для различного типа территорий с учетом климатического районирования местности строительства. Развитие процессов малоэтажного строительства должно основываться на системе научно обоснованных подходов, что позволяет на практике повысить энергоэффективность, комфорт, безопасность и экономическую эффективность малоэтажных зданий в течение всего жизненного цикла здания.
В статье рассмотрена проблема архитектурно-планировочного формирования и развития жилища на территориях садоводств и дач Новосибирска и Ростова-на-Дону с учетом региональных условий. Цель: выявить архитектурно-планировочные особенности развития жилища на территориях, предназначенных для дачного и садоводческого строительства, установить динамику и интенсивность освоения садоводств в городской черте и сравнить эти процессы в Новосибирске и Ростове-на-Дону. Методика исследования включает графоаналитическое исследование архивных, проектных и картографических данных: кадастровых карт с данными о границах участков садоводческих товариществ, их количестве и площадях. Результаты и новизна заключаются в том, что на основании ретроспективного анализа и фактографических данных выстроена хронология, отражена динамика трансформации архитектуры садового дачного жилища Новосибирска и Ростова-на-Дону.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ 
Рассматривается задача расчѐта плоского осесимметричного упругопластического напряжѐнного состояния толстостенной стальной цилиндрической трубы при действии равномерного внутреннего давления. В трубе реализуются два предельных состояния: упругого и пластического сопротивления материала для двух предельных значений давления. Для промежуточного значения давления сечение трубы состоит из двух концентрических кольцевых зон – внутренней упругопластической зоны и внешней упругой. Исчерпание несущей способности трубы происходит тогда, когда зона упругопластических деформаций, распространяясь от внутренней поверхности трубы, доходит до еѐ наружной поверхности. Поэтому наличие у внешней поверхности трубы зоны упругого деформирования не приводит к разрушению конструкции.
Исследование динамических параметров имеет большое значение для понимания и оценки работы конструкции и ее эксплуатационных характеристик. Анализ амплитудно-частотных характеристик, полученных по результатам натурных исследований, дает представление о реакции конструкции под влиянием внешних воздействий. Сравнение результатов измерений с проектными показателями дает представление о физическом состоянии конструкции и возможность прогнозировать поведение конструкции при изменяющихся внешних воздействиях. Целью работы являлось определение причин возникновения вибрации в строительных конструкциях звонницы и оценка технического состояния звонницы СвятоВоскресенской церкви. Значения динамических параметров получены путем натурных измерений с применением лазерного виброметра RSV-150 и обработки результатов с использованием программного обеспечения VibSoft-20. По результатам исследований получены динамические параметры конструкций звонницы в виде спектров частот собственных колебаний. Анализ динамических параметров показал, что конструкции звонницы выполнены с дефектами, приводящими к возникновению вибрационных воздействий. Анализ полученных результатов показал, что причиной возникновения вибрации в конструкциях звонницы является недостаточная изгибная жесткость несущей металлической балки колокола, а также жесткая заделки концов балки в кирпичную кладку столбом звонницы. Полученные результаты могут быть применены при настройке подвесных систем тяжелых колоколов, а также обследовании технического состояния строительных конструкций на основе анализа динамических параметров.
Актуальность исследования обусловлена значимостью реновационных процессов в жилищной сфере как основы формирования качественной и благоустроенной жилой среды для населения. Разрушение системы профилактических текущих ремонтов жилищного фонда и ограниченность финансирования реновационных процессов в данной сфере привели к катастрофическому нарастанию износа многоквартирных жилых домов. В данной связи возрастает необходимость поиска наиболее действенного механизма финансирования процессов реновации жилищного фонда за счет создания дополнительных финансовых источников и обоснованного повышения взноса населения на капитальный ремонт. Целью статьи является теоретическое обоснование и разработка методического подхода к формированию механизма финансирования капитального ремонта на основании систематизации и обобщения российского и зарубежного опыта и апробация предложений на примере Томской области. Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач: изучение практики проведения капитального ремонта жилищного фонда в Томской области для выявления основных проблем, ограничивающих возможности формирования качественной жилой среды; анализ передового зарубежного опыта в сфере реализации проектов реновации жилищного фонда и идентификации перспективных инструментов и методов, которые возможно использовать для адаптации к российской действительности; разработка мероприятий по формированию альтернативных источников финансирования капитального ремонта; апробация предложенных мероприятий с использованием статистических материалов на примере программы капитального ремонта многоквартирных домов Томской области. Методологический аппарат настоящей статьи основан на общенаучных и специальных методах. Для изучения зарубежного опыта использовались методы систематизации и обобщения научных подходов, методы структурного и сравнительного анализа, синтез, которые помогли выявить эффективные инструменты реализации реновации в сфере жилищного фонда. Для анализа существующей в Томской области ситуации применялись статистические методы обработки данных, метод графической интерпретации результатов анализа. Для выявления закономерностей и характерных свойств исследуемых объектов применялись методы структурной группировки. Проведенный анализ зарубежной практики финансирования реновации (санации) жилищного фонда позволил выделить наиболее передовые практики в данной сфере. Изучение практических аспектов российских реалий в области капитального ремонта показало, что проводимые на протяжении последних нескольких лет мероприятия по реформированию капитального ремонта не смогли обеспечить значительное снижение количества многоквартирных домов, нуждающихся в реновациях. В качестве главного барьера выделен недостаток финансирования капитального ремонта. Для решения этой проблемы предложено создание резервного фонда и увеличение взноса на капитальный ремонт. Результаты расчета показали, что полученные дополнительные средства будут способствовать сокращению количества жилья, нуждающегося в капитальном ремонте. Апробация предложенного подхода показала, что предложенные мероприятия позволят увеличить объемы работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, обеспечить возможность формирования качественной жилой среды для населения, удовлетворяющей всем социальным нормам по комфорту и благоустройству.
Рассматриваются особенности расчета железобетонных элементов при совместном действии продольных сил, изгибающих и крутящих моментов с использованием поверхностей относительного сопротивления по прочности и трещиностойкости, для которых выявлены закономерности изменения границ предельных значений. При экспериментальных исследованиях сжатых железобетонных элементов при кручении установлены закономерности развития деформаций бетона и арматуры, характер трещинообразования и схемы разрушения, изменение несущей способности и деформативности экспериментальных образцов. Разработаны алгоритм и программа расчета железобетонных элементов при совместном действии продольных сил, изгибающих и крутящих моментов с наглядным, в графическом виде, представлением результатов расчетов.
В настоящее время производится корректировка и переработка СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны». Исследования, посвященные математическому моделированию процессов динамического разрушения кирпичной кладки при действии ударной нагрузки, являются весьма актуальными. Целью работы являлось исследование методом компьютерного моделирования динамической прочности фрагмента кирпичной кладки при действии ударной нагрузки различной интенсивности и углах контакта. Численные эксперименты проведены с использованием программного комплекса «РАНЕТ-3», позволяющего проводить решение задач удара, взрыва, воздействия мощных потоков излучения на вещество в полной трехмерной постановке, модифицированного на решение динамических задач методом конечных элементов. Построена математическая модель ударного взаимодействия фрагмента кирпичной кладки и падающего груза массой 1000 кг. Получены картины разрушения кирпичной кладки при действии ударной нагрузки различной интенсивности, а также угле контакта, равном α = 0°, 30°, 45°. Основные выводы представлены в виде картин напряженного состояния фрагмента кирпичной кладки при взаимодействии с падающим грузом в различные моменты времени. Полученные результаты могут быть применены при проектировании и переустройстве помещений гражданских зданий и сооружений в убежища и другие защитные сооружения гражданской обороны.
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА 
С целью оперативного технологического проектирования и управления процессом зимнего бетонирования разработан способ оперативного расчета параметров прогрева по фактической погоде и реальным условиям теплообмена, а также программное средство для его реализации, доступное для рядовых линейных работников. В результате повышается качество, экономятся энергоресурсы при реализации зимнего бетонирования.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ 
На сегодняшний день отсутствует единая подтвержденная опытом эксплуатации и утвержденная на федеральном уровне методика оценки остаточного ресурса железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов. В статье сделан обзор отечественных и зарубежных нормативных документов по определению долговечности железобетонных мостовых конструкций. Приведены данные о неисправностях эксплуатируемых железобетонных пролетных строений, влияющих на их грузоподъемность и долговечность. За прошедшие 30 лет отечественными и зарубежными учеными проведены обширные исследования по вопросу определения остаточного ресурса и предложены различные методики. Выполнен анализ недостатков и преимуществ данных методик. На основе изучения опыта эксплуатации и существующих подходов была предложена методика оценки остаточного срока службы конструкций, которая учитывает наличие неисправностей, историю эксплуатации, климатический фактор и позволяет определить вероятность изменения состояния сооружения по нескольким сценариям. Процесс изменения состояния является случайным. Для прогнозирования состояния и расчета показателей надежности сооружений и их элементов используется модель, основанная на полумарковском процессе. Источники данных для моделей надежности – результаты наблюдений за состоянием сооружений либо математические модели возникновения и развития неисправностей. Представлен пример определения остаточного ресурса железобетонного пролетного строения при возникновении и развитии коррозии рабочей арматуры. Данная методика соответствует современному подходу, а также отечественным нормативным документам и реализует принятую на сети железных дорог Российской Федерации концепцию эксплуатации и содержания искусственных сооружений.
В статье рассматриваются преимущества и недостатки инструментов широко распространѐнных систем автоматизированного проектирования (САПР) для расчета несущей способности пролетных строений при проектировании, обследовании и испытании. Эффективность инструментов САПР оценивалась при обследовании и испытании мостовых сооружений на примере моста через р. Томь (Коммунальный) в г. Томске. Была поставлена задача поиска универсального инструмента для инженера, который мог бы максимально использовать информационную модель и выполнять расчеты без потери инженерных данных при импорте и экспорте информации. Данный подход позволит создавать информационную модель сооружения, а значит, даст импульс к созданию универсального программного комплекса, в котором велась бы корректная передача информации без потери данных. Были использованы современные САПР, основанные на методе конечных элементов. Из всех возможных программных комплексов были выбраны самые популярные на сегодняшний день – Лира-САПР и Midas Civil. И на примере сложного в техническом смысле моста удалось понять, что универсальной САПР на современном этапе не существует. САПР на сегодняшний день не готовы к BIM-технологиям, поскольку в них отсутствует возможность учета дефектов, полученных в процессе эксплуатации сооружения, а следовательно, результаты расчета САПР являются корректными только на стадии проектирования сооружения. Были сделаны выводы, что на сегодняшний день нет универсального САПР, которая включала бы в себя BIM-технологии, что упростило бы задачу инженерам при работе с мостовым сооружением на всем протяжении его жизненного цикла.
Разработана теоретическая модель конструкции дорожной одежды с электроподогревом покрытия для предупреждения образования гололедных явлений на мостовых сооружениях. В качестве теплоносителя используется геосетка с нанокомпозиционным слоем, уложенная между слоями асфальтобетонного покрытия. Подобрана методика расчета данной теплотехнической задачи дифференциальными уравнениями теплопроводности при постоянстве физических параметров и различных граничных условиях.
ISSN 2310-0044 (Online)