Надёжность нежёстких дорожных одежд по морозоустойчивости
https://doi.org/10.31675/1607-1859-2020-22-4-192-200
Аннотация
В статье показано, что используемый в ОДН 218.046-01 и ПНСТ 265-2018 алгоритм расчёта нежёстких дорожных одежд на морозоустойчивость содержит ошибку. Анализ проведён на уровне теории вероятностей. Методом моментов решена задача надёжности дорожных одежд по критерию морозоустойчивости. Общий метод расчёта позволяет оценить частные варианты. Доказано, что алгоритм из ОДН и ПНСТ даёт результат с вероятностью Р = 0,5. Такая вероятность не может быть приемлемой. Альтернативный вариант алгоритма представлен в виде полученного уравнения заданной надёжности по морозоустойчивости. Из этого уравнения при допускаемой величине пучения и заданной вероятности Р = 0,95 определяется расчётная величина пучения, которая всегда меньше допускаемой величины. Известная величина пучения позволяет определить толщину морозозащитного слоя. Эта толщина значительно больше, чем толщина, определённая по алгоритму в ОДН и ПНСТ. Формально получается перерасход материала, но сравнение производится с вариантом, содержащим ошибку (Р = 0,5). Следовательно, такое сравнение не может быть корректным. Рекомендовано заменить в действующих нормативных документах ОДН и ПНСТ существующий алгоритм на алгоритм, разработанный в данной статье.
Ключевые слова
Об авторах
Р. П. МоисеенкоРоссия
Моисеенко Ростислав Павлович, докт. техн. наук, доцент
634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
Г. В. Пушкарёва
Россия
Пушкарёва Галина Вениаминовна, канд. физ.-мат. наук, доцент
634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
И. З. Куция
Россия
Куция Илья Зурабович, магистрант
634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
Список литературы
1. Моисеенко Р.П., Пушкарёва Г.В., Акимов Б.Г., Стешенко А.О. Расчёт надёжности не- жёстких дорожных одежд методом моментов по критерию допускаемого прогиба // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2017. № 6. С. 220−226.
2. Афиногенов О.П., Ефименко В.Н., Ефименко С.В. Конструирование и расчёт дорожных одежд. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. 371 с.
3. Барлоу Р., Прошан Ф. Математическая теория надёжности. Москва : Советское радио, 1969. 488 с.
4. Половко А.М., Гуров С.В. Основы теории надёжности. Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2006. 704 с.
5. Райзер В.Д. Теория надёжности сооружений. Москва : Изд-во АСВ, 2010. 384 с.
6. Su K., Sun L., Hachiya Y., Maekawa R. Analysis of Shear Stress in Asphalt Pavements Under Actual Measured Tire-Pavement Contact Pressure // Proceedings of the 6th ICPT. Japan, 2008. P. 11–18.
7. Ржаницын А.Р. Строительная механика. Москва : Высшая школа, 1982. 400 с.
8. Смирнов Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики. Москва : Наука, 1965. 511 с.
9. Takemi Inoue, Yasuo Gunji, Hirokazu Akagi. Rational design method of hot mix asphalt based on calculated VMA // Eurasphalt & Eurobitume Congress. Vienna, 2004.
10. Золотарь И.А., Некрасов В.К., Коновалов С.В., Яковлев Ю.М., Коганзон М.С. Повышение надёжности автомобильных дорог. Москва : Транспорт, 1977. 183 с.
11. ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд / Министерство транс- порта РФ. Москва : Транспорт, 2001. 145 с.
12. ПНСТ 265-2018. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд. Москва : Стандартинформ, 2018. 77 с.
Рецензия
Для цитирования:
Моисеенко Р.П., Пушкарёва Г.В., Куция И.З. Надёжность нежёстких дорожных одежд по морозоустойчивости. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020;22(4):192-200. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2020-22-4-192-200
For citation:
Moiseenko R.P., Pushkaryova G.V., Kucyia I.Z. Frost resistance of flexible pavements. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2020;22(4):192-200. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2020-22-4-192-200