Preview

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета

Расширенный поиск

Оценка влияния температурных факторов на параметры чаши прогиба нежестких дорожных одежд на основе испытаний прочности установками динамического нагружения

https://doi.org/10.31675/1607-1859-2023-25-4-211-225

Аннотация

В статье приведены результаты исследования влияния температурных факторов на параметры чаши прогиба дорожной одежды при испытаниях по оценке прочности установками динамического нагружения.

Актуальность работы обусловлена высоким влиянием температуры асфальтобетона на результаты испытаний и необходимостью ее учета путем приведения получаемых при фактической температуре результатов к сопоставимому с проектными данными виду при выполнении диагностики эксплуатируемых автомобильных дорог.

Цель экспериментальных исследований – выявление температурных факторов, оказывающих наибольшее влияние на параметры чаши прогибов, и получение зависимостей прогибов от температуры на различных конструкциях дорожных одежд. Для проведения исследований использовалась установка динамического нагружения, имитирующая приложение нагрузки от движущегося грузового автомобиля, оборудованная измерителями прогиба, располагающимися в центре приложения нагрузки и на различном расстоянии от него. В рамках исследований совместно с измерениями прогибов определялась температура воздуха, дорожного покрытия и асфальтобетона на различной глубине, строились зависимости указанных параметров.

В результате проведения исследований удалось выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на параметры чаши прогибов. Достигнутые результаты позволяют приводить прогибы в сопоставимый с проектными значениями вид и в дальнейшем использовать их для определения общей несущей способности, а также оценивать состояние отдельных конструктивных слоев, тем самым повышая достоверность назначения ремонтных мероприятий.

Об авторах

М. Ю. Горский
Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса
Россия

Михаил Юрьевич Горский, инженер, руководитель лаборатории оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог

111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, 73А



Е. Н. Симчук
Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса
Россия

Евгений Николаевич Симчук, кандидат технических наук, генеральный директор

111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, 73А



Г. Ф. Кадыров
Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса
Россия

Георгий Фаррухович Кадыров, инженер, руководитель асфальтобетонной лаборатории

111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, 73А



А. Е. Симчук
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
Россия

Алексей Евгеньевич Симчук, магистрант

125319, г. Москва, Ленинградский проспект, 64



Список литературы

1. Углова Е.В. Оценка модулей упругости слоев дорожной одежды на стадии эксплуатации автомобильных дорог // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2009. № 2 (23). С. 170–178.

2. Тиратурян А.Н. Анализ программ для «обратного» расчета модулей упругости конструктивных элементов нежестких дорожных одежд на стадии эксплуатации // Строительство и реконструкция. 2012. № 4 (42). С. 72–78.

3. Углова Е.В., Тиратурян А.Н., Мизонов В.В. Разработка теоретических основ «обратного» расчета модулей упругости слоев дорожной конструкции на стадии эксплуатации // Известия Ростовского государственного строительного университета. 2011. № 15. С. 84–89.

4. Мизонов В.В., Ляпин А.А., Илиополов С.К. и др. Обратная задача об определении значений модулей упругости слоев эксплуатируемых дорожных конструкций // Строительство и реконструкция. 2011. № 2 (34). С. 89–96.

5. Бочкарев А.В. Анализ надежности обратного расчета упругих параметров дорожных одежд // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2022. № 3 (33). С. 5–18.

6. Тиратурян А.Н., Углова Е.В. Программный комплекс для «обратного» расчета динамических модулей упругости эксплуатируемых дорожных конструкций с учетом параметров воздействия установок нагружения дорожных одежд // Науковедение: интернетжурнал. 2012. № 3 (12). URL: https://naukovedenie.ru/sbornik12/12-120.pdf (дата обращения: 11.05.2023).

7. Тиратурян А.Н., Ляпин А.А., Углова Е.В. Совершенствование неразрушающего метода определения механических характеристик элементов многослойных конструкций на примере дорожных одежд // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. 2023. № 1. С. 56–65.

8. Углова Е.В., Тиратурян А.Н. Неразрушающие методы оценки состояния нежестких дорожных одежд на стадии эксплуатации. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2018. 116 с.

9. Мизонов В.В., Тиратурян А.Н. Определение эксплуатационных значений модулей упругости элементов дорожной конструкции // Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Омск, 18–20 мая 2011 г. Книга 1. Омск, 2011. С. 40–43.

10. Мизонов В.В., Тиратурян А.Н. Использование метода «обратного» расчёта при эксплуатации автомобильных дорог // Наука и техника в дорожной отрасли. 2011. № 1 (56). С. 25–27.

11. Тиратурян А.Н., Углова Е.В. Расчетно-экспериментальный метод оценки модулей упругости элементов нежестких дорожных конструкций на стадии эксплуатации // Инновационные материалы, технологии и оборудование для строительства современных транспортных сооружений: Международная научно-практическая конференция, Белгород, 08–10 октября 2013 г. Том 1. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2013. С. 376–382. EDN: ORHUPB

12. Baltzer S., Jansen J.M. Temperature correction of asphalt-moduli for FWD-measurements // Bearing Capacity of Roads and AirfieldsFHWA: 4th International Conference, U of Minnesota, Army Corps of Engineers, NRC Canada, FAA. 1994. P. 1.

13. Fakhri M., Dezfoulian R.S. Pavement structural evaluation based on roughness and surface distress survey using neural network model // Construction and Building Materials. 2019. Т. 204. V. 768–780.

14. Le V.P. et al. Development and validation of a temperature correction model for FWD backcalculated moduli //Australian Journal of Civil Engineering. 2022. P. 1–9.

15. Březina I., Machel O., Zavřel T. Temperature correction of deflections and backcalculated elasticity moduli determined from falling weight deflectometer measurements on asphalt pavements // Communications-Scientific letters of the University of Zilina. 2022. V. 24. № 1. P. D1–D8.

16. Горский М.Ю., Кадыров Г.Ф., Стрельцов А.В., Симчук Е.Н. Совершенствование методики расчета нежестких дорожных одежд с учетом применения решения задачи теории упругости для многослойного полупространства // Дороги и мосты. 2021. № 2(46). С. 53–74. EDN: TPWVZF


Рецензия

Для цитирования:


Горский М.Ю., Симчук Е.Н., Кадыров Г.Ф., Симчук А.Е. Оценка влияния температурных факторов на параметры чаши прогиба нежестких дорожных одежд на основе испытаний прочности установками динамического нагружения. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023;25(4):211-225. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2023-25-4-211-225

For citation:


Gorskii M.Y., Simchuk E.N., Kadyrov G.F., Simchuk A.E. Temperature effect on flexural bowl determined by falling weight deflectometer testing. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2023;25(4):211-225. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2023-25-4-211-225

Просмотров: 205


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-1859 (Print)
ISSN 2310-0044 (Online)