Preview

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета

Расширенный поиск

Профессия архитектор: современные тенденции и особенности формирования вузов творческой направленности

https://doi.org/10.31675/1607-1859-2023-25-2-128-140

Аннотация

В статье рассмотрены общие тенденции архитектурного образования, наиболее распространенные градостроительные, объемно-пространственные, функционально-планировочные и архитектурно-художественные решения. Описаны основные функциональные зоны, на основе анализа тенденций разработана схема взаимосвязей функциональных зон в структуре вуза.
Основная цель статьи ‒ выявление современных тенденций и особенностей в формировании вузов творческой направленности посредством изучения отечественных и зарубежных проектных предложений. Рассмотрена актуальность формирования в России новых зданий и комплексов архитектурных образовательных учреждений.
Использование здания вуза как элемента обучения ‒ новый этап в развитии системы образования творческих направлений. Обеспечение студентов комфортной наполненной образовательной средой, обогащённой качественными архитектурными решениями, ‒ это вклад в будущее профессии архитектора, отвечающего за качество городской среды и её развитие.
При проектировании творческого вуза перед архитектором стоит задача не только обеспечить технологический процесс, но и создать среду, являющуюся активным образовательным элементом, отвечающую современным требованиям и нуждам всех участников образовательного процесса. Современный вуз характеризует гибкость внутренних пространств, способность адаптации к новым условиям.
Выявлены тенденции в проектировании вузов творческой направленности как основы, позволяющей формировать концепцию проектного предложения, отвечающую современным запросам.

Об авторе

А. О. Ганцеева
Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета
Россия

Ганцеева Арина Олеговна, магистрант

344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 39,  



Список литературы

1. Почему российские архитектурные вузы не котируются за рубежом. URL: https://mel.fm/ucheba/fakultativ/1867295-edu_mosarchitecture?ysclid=lg9i0vvfw0677785708 (дата обращения: 12.12.2022).

2. Какими будут новые кампусы университетов // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/education/v-rossii-postroyat-30-kampusov-mirovogo-urovnya/ (дата обращения: 12.12.2022).

3. Лауреаты // Притцкеровская архитектурная премия. URL: https://www.pritzkerprize.com/laureates (дата обращения: 10.11.2022).

4. Жилкина Т.А. Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор социально-экономического развития общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 11. С. 43–47.

5. Троян М. Архитектурным вузам катастрофически не хватает коллаборации друг с другом. URL: https://archi.ru/russia/80313/mariya-troyan-arkhitekturnym-vuzam-katastroficheski-ne-khvataet-kollaboracii-drug-s-drugom (дата обращения: 13.12.2022).

6. Тугарская П.М. Проблемы российского архитектурного образования XXI века // Творчество и современность. 2017. № 2. С. 50–53.

7. Метленков Н.Ф. Базовые ориентиры развития российской архитектуры и архитектурного образования // Ценности и смыслы. 2014. № 2 (30). С. 108–118.

8. Архитектурное образование: тренды нового сезона. URL: https://archi.ru/russia/97564 (дата обращения: 25.12.2022).

9. Гудков А.А., Морозова О.В. Современные тенденции в магистерской подготовке архитектора. Часть II. Исследовательская составляющая в архитектурном проектировании // AMIT. 2014. № 2. С. 1–20.

10. Высшая художественная школа / LCR Architectes // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/889838/superior-art-school-lcr-architectes?ad_source=myad_bookmarks&ad_medium=bookmark-open (дата обращения: 20.10.2022).

11. Мимрам М. Страсбургская школа архитектуры // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/496751/strasbourg-school-of-architecture-marc-mimram (дата обращения: 20.10.2022).

12. Здание визуальных искусств в Университете Айовы / Steven Holl Architects // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/796941/visual-arts-building-at-the-university-of-iowa-stevenholl-architects?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 20.10.2022).

13. NUS School of Design & Environment / Serie Architects + Multiply Architects + Surbana Jurong // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/912021/nus-school-of-design-and-environment-serie-architects-plus-multiply-architects-plus-surbana-jurong?ad_source=myad_bookmarks&ad_medium=bookmark-open (дата обращения: 20.10.2022).

14. Стрелка // Wowhaus. URL: https://wowhaus.ru/architecture/strelka.html?ysclid=lg9oa1ku7y242607261 (дата обращения: 20.10.2022).

15. Люцернская школа искусств и дизайна / EM2N // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/798772/lucerne-school-of-art-and-design-em2n.

16. Школа менеджмента и дизайна Цольферайн. URL: https:// archi.ru/projects/world/446/shkola-menedzhmenta-i-dizaina-colferain (дата обращения: 22.10.2022).

17. Reid Building Школа искусств Глазго / Steven Holl Architects // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/990429/reid-building-glasgow-school-of-art-steven-holl-architects?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 22.10.2022).

18. Школа искусств Гласселла / Steven Holl Architects // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/894488/glassell-school-of-art-steven-holl-architects (дата обращения: 22.10.2022)

19. Центр дизайна Шарпа Колледжа искусств и дизайна Онтарио. URL: https://archi.ru/projects/world/4821/centr-dizaina-sharpa-kolledzha-iskusstv-i-dizaina-ontario (дата обращения: 23.10.2022).

20. Школа архитектуры Остина Э. Ноултона / Mack Scogin Merrill Elam Architects // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/129400/austin-e-knowlton-school-of-architecturemack-scogin-merrill-elam-architects?ad_source=search&ad_medium=projects_tab?ad_source=myad_bookmarks&ad_medium=bookmark-open (дата обращения: 23.10.2022).

21. Флэшбэк: Академия искусств и архитектуры / Wiel Arets Architects // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/171315/flashback-academy-of-art-architecture-wiel-arets-architects (дата обращения: 23.10.2022).

22. Карпентер-Центр Визуальных Искусств (Carpenter Center for the Visual Arts), Harvard University, Cambridge, Massachusetts, США. 1962 // Ле Корбюзье | Le Corbusier. URL: https://corbusier.totalarch.com/carpenter_center?ysclid=lakxh1xdoi675956273 (дата обращения: 25.10.2022).

23. Кампус и Парк знаний о креативных инновациях / 3-часовая архитектура // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/948325/campus-and-creative-innovation-knowledge-park-3h-architecture (дата обращения: 25.10.2022).

24. МАРТ и Великобритания / ПАНАКОМ // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/323249/march-british-panacom?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 25.10.2022).

25. Новое здание Королевского колледжа искусств по проекту Herzog & de Meuron // design mate. URL: https://design-mate.ru/read/news/novoe-zdanie-korolevskogo-kolledzha-iskusstvpo-proektu-herzog-de-meuron (дата обращения: 27.10.2022).

26. Манчестерская школа искусств / Feilden Clegg Bradley Studios // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/458040/manchester-school-of-art-feilden-clegg-bradley-studios (дата обращения: 27.10.2022).

27. Орхусская школа архитектуры / ADEPT + Варго Нильсен Палле // АрхДейли. URL: https://www.archdaily.com/969556/aarhus-school-of-architecture-adept?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 27.10.2022).

28. Библиотека как культурно-просветительский центр // Студопедия. URL: https://studopedia.ru/26_2213_biblioteka-kak-kulturno-prosvetitelskiy-tsentr.html?ysclid=lg9pmtn6f505581126 (дата обращения: 27.10.2022).

29. Пучков М.В. Принципы организации образовательного пространства. Архитектурные школы и школы дизайна // Архитектон: известия вузов. 2011. Декабрь. № 36.

30. Рябова Е.К. Архитектурные школы Европы и США. Специфика формирования зданий и комплексов // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 35. С. 6–10.

31. Щепилова А.В. Современный университет: от модели к российской действительности // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 92–101.

32. Rethinking the future. URL: https://www.re-thinkingthefuture.com/rtf-fresh-perspectives/a966-the-future-of-architecture-education (дата обращения: 25.12.2022).

33. Commone edge: 12 Ways to Reform Architectural Education. URL: https://commonedge.org/12-ways-to-reform-architectural-education/?utm_medium=website&utm_source=archdaily.com (дата обращения: 12.12.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Ганцеева А.О. Профессия архитектор: современные тенденции и особенности формирования вузов творческой направленности. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023;25(2):128-140. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2023-25-2-128-140

For citation:


Gantseeva A.O. Architectural profession: Modern creative trends in the university formation. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2023;25(2):128-140. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2023-25-2-128-140

Просмотров: 266


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-1859 (Print)
ISSN 2310-0044 (Online)