Preview

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета

Расширенный поиск
Том 27, № 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

9-19 14
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена значением творческого наследия Ле Корбюье как одного из ключевых архитекторов XX в., чьи градостроительные идеи оказали существенное влияние на развитие современной урбанистики. Особый интерес представляет его работа в Индии, где он смог воплотить свои теоретические концепции в проекте города Чандигарх (1950–1960 гг.) – единственном реализованном примере планировки целого города.

Цель исследования заключается в анализе архитектурно-градостроительных решений Ле Корбюзье, заложенных в проект Чандигарха, включая его социально-политическую и эстетическую концепции, а также их влияние на формирование современного градостроительства.

В результате исследования выявлены основные социально-политические и архитектурно-дизайнерские концепции Шарля-Эдуарда, заложенные в общую схему генплана, решения пешеходно-транспортных сетей, садово-парковых зон и архитектурные решения административного центра. Проект Чандигарха демонстрирует уникальный синтез западных модернистских идей и восточного контекста, что делает его важным объектом изучения в истории архитектуры и градостроительства.

20-39 14
Аннотация

Актуальность. Изучение архитектуры культовых сооружений исторического малого города Юрьевца обусловлено угрозой утраты его исторического об- лика. Архитектурно-стилистический анализ культовых построек, созданных на рубеже XVIII–XIX вв., предполагает их классификацию по стилевым признакам. Также анализ архитектурных решений данных объектов, возводившихся с ориентацией на каноны «образцового» зодчества, позволяет выявить региональную интерпретацию общепринятых стилистических принципов.

Цель работы. Анализ адаптации столичной архитектурной тенденции к местным условиям в храмовом зодчестве г. Юрьевца на рубеже XVIII–XIX вв.; выявление роли государственной стандартизации в формировании единого облика русских городов.

Результаты исследования. Выявлены этапы развития каменного храмового строительства в Юрьевце, связанные с административными реформами. Установлено влияние профессиональной практики губернских архитекторов (Н.И. Метлин, П.И. Фурсов) на синтез классицизма с региональными особенностями. Проанализированы стилевые отличительные свойства ключевых объектов, а именно сочетание барочных элементов с лаконичностью классицизма, доминирование симметрии и функциональности. Доказано, что храмы, подчиненные принципам регулярной планировки, стали визуальными доминантами.

Выводы. Стиль классицизм в архитектуре Юрьевца стал инструментом имперской культурной унификации, вытесняя локальное разнообразие в пользу стандартизации. Архитектурные решения отражали идеологию централизации, сохраняя при этом региональную идентичность за счет адаптации столичных проектов к местным условиям. Исследование подтверждает необходимость реставрации сохранившихся объектов как носителей исторической памяти и уникального синтеза стилей.

40-53 10
Аннотация

Тысячелетиями человек стремится в космическую бесконечность, создавая фантастические произведения, посвящённые освоению просторов Вселенной. Однако только в начале XXI в., благодаря технологическому прогрессу и активной деятельности космических держав, мы можем создавать реальные и вполне осуществимые проекты космических поселений, с надеждой глядя в настоящее и будущее. Современные планы по созданию лунных и марсианских поселений требуют научного обоснования и архитектурно-инженерных решений, обеспечивающих безопасность, комфорт и устойчивость жизнедеятельности человека в экстремальных условиях. Начало строительства возможно с помощью роботизированной техники.

Цель. Основная цель исследования заключается в разработке проекта лунного поселения, способного обеспечить максимально комфортные условия для длительного проживания и работы исследователей на поверхности Луны.

Результаты. Представлен анализ современных проектов освоения Луны и предложено проектное решение, включающее эскизный проект лунной базы, демонстрирующее возможность поэтапного освоения Луны с учётом современных технологий и требований безопасности.

54-59 14
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена усилением негативного воздействия последствий урбанизации на человека, в числе которых разрастание площади города, сокращение сельскохозяйственных зон и частных ферм. В этой связи представляет научный интерес анализ подходов к созданию лесопарковых зеленых поясов других стран. Рассматриваются подходы к формированию лесопарковых зеленых поясов на основе анализа опыта крупнейших городов: Лондона, Торонто, Стокгольма, Сеула, Пекина, Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы.

Целью исследования является выявление современных тенденций в создании лесопарковых зеленых поясов, их функционального наполнения и планировочных особенностей. Автором графически изображены обобщенные схемы лесопарковых зеленых поясов для европейского, азиатского и российского опыта, анализируется их связь с застройкой, городским озеленением, а также выявляются сходства и различия в планировке и размещении общественных центров.

Методы. Методология исследования базируется на градостроительном анализе и сравнительном методе. Были изучены материалы открытого доступа сети Интернет и электронных ресурсов. Карты городов были соотнесены друг с другом для выявления общих и уникальных планировочных черт.

Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования методов размещения зеленых поясов и структурного преобразования существующих городских и агломерационных планов, а также при проектировании новых объектов в пределах зеленых поясов агломераций, включая прилегающие рекреационные территории.

60-80 12
Аннотация

Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью исторических промышленных объектов, сохранившихся на территории городов бывшей Енисейской губернии – Красноярска и Ачинска, что является препятствием при установлении их архитектурно-градостроительной ценности и последующем сохранении. Утрата данных объектов приведет к исчезновению ценного элемента исторической памяти о промышленном развитии региона.

Целью работы является выявление объектов промышленной застройки, возведенных на средства купечества, анализ их исторической и архитектурно-градостроительной ценности. Исследование разработано на основе материалов библиографического, историко- архивного и натурного исследований с использованием методов историко-архитектурного, ретроспективного, картографического и иконографического анализа.

В результате исследования на территории городов Красноярска и Ачинска и их пригородов были выявлены сохранившиеся объекты промышленной застройки, принадлежавшие местному купечеству: корпус стекольного завода под Красноярском, кожевенный и пивоваренные заводы в Ачинске. Техническое состояние этих объектов различное: корпус стекольного завода руинирован, объекты пивоваренного и кожевенного заводов находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Существуют высокие риски утраты исторических построек, что требует принятия скорейших мер по исследованию зданий, признанию их ценности и сохранению.

81-94 13
Аннотация

Актуальность. Современный взгляд на деревянную архитектуры требует не только инновационного подхода к проектированию, но и внимательного отношения к ее историческому и культурному наследию. В условиях глобализации актуальным становится сохранение и воспроизводство экологически благоприятной среды обитания человека, что невозможно без учета традиций и особенностей конкретного региона. Одним из основных направлений настоящего исследования является изучение «русского стиля» в архитектуре городов Западной Сибири второй половины XIX – начала XX столетия. Данная тема приобретает особое значение, поскольку позволяет понять, как разнообразие и богатство русской культуры могут быть использованы для создания комфортной среды жизнедеятельности человека.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей «русского стиля» в деревянной архитектуре Западной Сибири, его роли в формировании предпосылок современного использования деревянной архитектуры, что позволит глубже понять взаимосвязь между общероссийскими тенденциями и региональными особенностями деревянного зодчества.

Методы работы включали историко-архитектурный анализ, сравнительное изучение проектных решений и их реализации. Были использованы материалы из альбомов проектов, архивные данные и визуальный анализ сохранившихся памятников архитектуры.

Результаты исследования показали, что архитекторы Западной Сибири творчески перерабатывали общероссийские идеи, сочетая принципы модерна, эклектики и национально-романтических традиций. Это позволило создать уникальную архитектурную идентичность региона, в котором народные элементы соседствовали с современными художественными решениями.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

95-108 13
Аннотация

Исследуется оригинальный способ усиления и расчет внутренних несущих стен, ослабленных при устройстве в них новых проемов в процессе перепланировки или реконструкции квартир старой постройки.

Цель работы. Разработка способа усиления несущих стен для обеспечения безаварийной эксплуатации несущих конструкций в существующих зданиях и сооружениях.

Научная новизна исследования заключается в предложении метода усиления участков внутренней несущей стены над вырезаемым проемом с использованием двусторонней обоймы из углепластиковых армированных холстов (лент), а также расчет требуемого сечения используемых материалов.

Методы исследования включают создание комбинированной конструкции на основе наклейки двусторонней обоймы из углепластиковых армированных холстов (лент) и определение их требуемой площади сечения на основе равенства несущей способности ленты и недостающей (вырезанной) продольной рабочей арматуры.

Результаты. Работоспособность предложенной комбинированной конструкции обоснована и подтверждена расчетом и внедрена в практику с 2016 г. Представленные решения могут быть полезны при усилении не только несущих стен, ослабленных установкой новых проемов, но и при усилении уже существующих оконных или дверных проемов.

109-119 11
Аннотация

Объектом исследования является экспериментальный пятиэтажный сборно-монолитный безригельный каркас здания с подвалом системы КУБ 2.5 с уровнем ответственности КС-2.

Целью работы являлась расчетная оценка возможности прогрессирующего обрушения каркаса здания при выключении средней колонны в подвале с помощью трех методов – квазистатического и динамического, а также кинематического метода предельного равновесия.

Моделирование напряженно-деформированного состояния сборно-монолитного железобетонного каркаса выполнено в ПВК Ing+ MicroFe с разработкой пространственной конечно-элементной модели.

Полученные результаты показали невозможность прогрессирующего обрушения каркаса при удалении средней колонны в подвале экспериментального здания.

При сравнении результатов расчета каркаса от прогрессирующего обрушения тремя методами получена сходимость результатов по предельной нагрузке в колоннах и связях в пределах 15 %. Динамический метод расчета показал более высокие значения предельной нагрузки по сравнению с квазистатическим и кинематическим методом предельного равновесия.

120-132 10
Аннотация

Актуальность. Информационное моделирование зданий (BIM) в настоящее время является концепцией, которая развивается самыми быстрыми темпами в строительной отрасли во всем мире, и в том числе в Мьянме. Технологии BIM повышают производительность процессов, эффективность совместной работы и функциональность, что улучшает планирование и управление проектами и постепенно становится нормой для строительных проектов во многих странах. В последние годы Мьянма начала внедрять BIM-технологии в качестве альтернативы традиционным методам проектирования и строительства. Однако применеие BIM в Мьянме все еще исследуется и сталкивается с рядом сложностей, включая недостаток опыта у участников и осторожное отношение к нововведениям. Особую актуальность внедрение BIM приобретает в контексте государственных инициатив по развитию инфраструктуры. Чтобы удовлетворить потребности растущего населения, правительство Мьянмы планирует построить миллион жилых домов в рамках программы «Умный город» к 2030 г. с применением BIM.

Целью настоящей работы является анализ текущего состояния и перспектив применения технологии BIM в строительной отрасли Мьянмы. Рассматриваются современные тенденции внедрения BIM в строительной отрасли, выявляются основные проблемы и предлагаются рекомендации для дальнейшего развития BIM в стране. Авторы разработали предварительный проект инфраструктурного объекта с использованием инструментов BIM-моделирования для бесшовной интеграции проектирования, оптимизации рабочих процессов и проведения точного структурного анализа.

Результаты исследования подтверждают эффективность BIM в оптимизации процессов проектирования, повышении точности проектных решений, минимизации ошибок проектирования, обеспечении соответствия стандартам безопасности и повышении общей точности проекта.

133-143 10
Аннотация

Актуальность. В Российской Федерации наблюдается динамика роста количества резервуарных парков, требующих капитального ремонта конструкций открытых площадок. Недостаточная нормативная база по проектированию и устройству подобных конструкций приводит к необходимости применения норм проектирования противофильтрационных экранов полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных отходов, что существенно снижает эффективность проектирования и строительства, не гарантируя достаточной надежности.

На этапе проектирования конструкций открытых площадок необходимо учитывать различные сочетания нагрузок. Анализ существующих отечественных и зарубежных исследований конструктивных решений открытых площадок резервуарных парков выявил недостаточную разработку методов расчета снеговой нагрузки, учитывающих специфику снегоотложения на площадках, особенно в северных регионах Российской Федерации. Отсутствие адекватной оценки данного фактора в сочетании с другими нагрузками (например, розлив нефтепродуктов) может привести к неравномерным деформациям несущего элемента конструкции и потенциально опасным последствиям, включая экологические риски. Это обусловливает актуальность исследования.

Цель. Проверка методики выбора конструктивного решения открытых площадок резервуарных парков нефтепродуктов на примере г. Салехарда, определение толщины несущего элемента и технико-экономическое обоснование выбранной конструкции площадок.

Методы. Применение комплексного подхода, включающего анализ существующих проблем, определение суммарной нагрузки на конструкцию открытых площадок с учетом схем расположения резервуаров в пределах парка, позволило достичь поставленной цели.

Результаты. Представлена методика выбора рациональных конструктивных решений открытых площадок резервуарных парков нефтепродуктов, полученная в процессе исследования. На основании методики определена толщина несущего элемента, ТЭП (трудоемкость и стоимость выполнения) рассматриваемого в работе конструктивного решения открытых площадок резервуарных парков нефтепродуктов с учетом разных схем расположения резервуаров в пределах парка г. Салехарда.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ

144-155 12
Аннотация

Актуальность исследования связана с возможностью повышения прочностных свойств цементобетона за счет использования механически активированного вяжущего.

Цель работы заключается в оценке закономерностей и особенностей процессов гидратации механоактивированного портландцемента на ранних стадиях твердения.

Материалы и методы. Экспериментальные исследования выполнены с использованием сырьевых материалов, соответствующих требованиям действующих нормативных документов. В качестве вяжущего применялся портландцемент марки ЦЕМ I 42,5Б производства ООО «Топкинский цемент».

Результаты. Представлены результаты физико-механических испытаний механически активированного цементного камня. Установлено, что совместная механоактивация цементного вяжущего с песком карьерной влажности в активаторе собственной конструкции обеспечивает повышение прочностных характеристик цементного камня на ранних сроках твердения. Конструкция активатора позволяет регулировать мощность и продолжительность измельчения. Наибольший эффект достигается при мощности двигателя 3000 Вт и времени обработки смеси в течение 5 мин.

Приведены результаты физико-химических исследований особенностей процесса гидратации вяжущего с применением рентгенофазового и колориметрического анализа.

156-171 11
Аннотация

Актуальность. Накопление отходов производства и потребления является одной из наиболее острых экологических проблем современности. В России ежегодно образуется большое количество отходов, которые часто складируются или захораниваются, не вовлекаясь в хозяйственный оборот. Одним из перспективных направлений использования промышленных отходов является их применение в производстве строи-тельных материалов.  

Цель. Исследование влияния комплексных выгорающих добавок на улучшение строительно-технических свойств эффективного керамического кирпича.  

Материалы и методы. В работе использовалась глина, древесные опилки, технический гидролизный лигнин, зола-унос. Изготовление образцов производилось методом полусухого прессования. Физико-механические свойства изделий определены по стандартным методикам.  

Результаты. Проведены экспериментальные исследования по определению влияния добавок на свойства керамического кирпича. Определены средняя плотность, теплопроводность и огневая усадка полученных керамических изделий.  

Выводы. Результаты исследования подтверждают перспективность использования комплексной добавки лигнина с опилками для производства эффективной керамики. При этом содержание добавки не должно превышать 20 % от общей керамической массы.

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

172-188 10
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оценки влияния организационно-производственных структур на эффективность реализации строительных проектов и их оптимизация с учетом специфики строительных процессов.

Цель исследования заключается в определении степени влияния различных типов организационно-производственных структур на успешность выполнения строительных проектов, а также в разработке рекомендаций к их оптимизации для повышения общей эффективности. В исследовании анализируются факторы, определяющие успешность строительных работ в контексте организации процессов, распределения обязанностей и уровня квалификации специалистов.

Методы исследования. Для сбора данных был использован метод анкетирования с применением шкалы Лайкерта. Для обработки данных применялись методы множественного регрессионного анализа, корреляционного анализа и теста Фридмана.

Результаты исследования позволили выявить, систематизировать и ранжировать факторы, оказывающие влияние на эффективность реализации строительных проектов. Установлено, что квалификация специалистов и оптимизация организационно-производственных структур оказывают решающее влияние на достижение целей проекта. На основе полученных данных сделан вывод о необходимости внедрения систем развития персонала и применения принципов управления по целям для повышения эффективности реализации строительных проектов.

189-205 8
Аннотация

Статья посвящена проблеме обеспечения доступа к фасадам зданий для проведения обслуживающих работ с целью поддержания их эксплуатационных характеристик.

Цель исследования заключается в выявлении общих принципов применения технологий обслуживания фасадов зданий, способствующих типизации и унификации решений, и разработке практических рекомендаций по их применению.

Методы исследования включают анализ отечественного и зарубежного опыта эксплуатации систем обслуживания фасадов, сравнительный анализ различных методов обслуживания (с учетом их особенностей, преимуществ и недостатков), а также определение критериев выбора систем обслуживания зданий с различными архитектурно-конструктивными решениями.

В результате исследования установлены особенности выполнения работ для каждого способа обслуживания, определены критерии, влияющие на выбор системы: высота здания, геометрия фасада, номенклатура работ и технические возможности реализации. Разработанные рекомендации позволяют обоснованно выбирать технологии обслуживания фасадов на этапе концептуального проектирования.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ

206-220 9
Аннотация

Актуальность. Спектральный анализ результатов свободных колебаний балок пролетных строений мостов относится к одному из основных классов инженерных задач, направленных на обеспечение точности в определении спектра собственных амплитудно-частотных характеристик и форм колебаний на их соответствие реальным условиям.

Цель работы: выявление погрешностей в воздействии ударных сил и изменения ускорения как случайных величин, а также анализ влияния погрешностей записанных акселерограмм колебаний в зависимости от типа инерционных импульсов.

Практическая значимость исследования состоит в проведении глубокого анализа трансформации входных возмущающих импульсов, вызванных ударным воздействием по методу Герца, и выходных реакций в виде комплексных спектров свободных колебаний балок. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования методов расчетов.

221-232 10
Аннотация

Актуальность. Надежность и точность взвешивания движущегося транспортного средства на автоматических пунктах весового и габаритного контроля (АПВГК) зависят от транспортно-эксплуатационных характеристик проезжей части. Опыт применения автоматизированных комплексов на дорогах регионального значения выявил существенные недостатки в точности взвешивания, обусловленные низкими требованиями к ровности и прочности дорожного полотна в местах их размещения. Неровности дороги вызывают дополнительные динамические нагрузки на дорожное полотно и датчики весоизмерительного оборудования. Образование колеи провоцирует поперечные колебания грузового транспорта, что критически недопустимо в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств и снижает достоверность результатов взвешивания. Анализ данных о нарушениях, зарегистрированных в Волгоградской области, показал, что около 10 % грузовых транспортных средств, передвигающихся по региональным автомобильным дорогам, превышают допустимую массу на 20 %. Это приводит к ускоренному износу дорожного покрытия и образованию дефектов. Для гарантии нормативной точности измерений и правильной работы датчиков на протяжении пятилетнего периода необходимо повысить требования к данным характеристикам дорожного покрытия.

Цель исследования заключается в обосновании требований к дорожному покрытию в месте расположения АПВГК и на подходах к ним с учетом особенностей функционирования весоизмерительного оборудования.

Методы исследования включали анализ фактического состояния дорожного покрытия, оценку воздействия подвижной колесной нагрузки на весовые датчики, а также расчет минимально допустимых значений модуля упругости, глубины колеи и продольной ровности дорожного покрытия. Исследования проводились с учетом технических характеристик датчиков и требований к их сохранности при эксплуатации.

Результаты. На основе исследований воздействия подвижной колесной нагрузки на весовые датчики, вмонтированные в дорожное покрытие, обоснованы максимальная глубина колеи, модуль упругости конструкции дорожной одежды и предъявлены требования к допустимой продольной ровности проезжей части в месте расположения АПВГК и на прилегающих к ним участках автомобильной дороги. Показано, что сохранность датчика обеспечивается при модуле упругости на дне штрабы под датчиком не менее 325 МПа. Допустимый модуль упругости дорожных одежд зависит от технической категории дороги и должен быть на 30 % выше прочности конструкции для дорог общего пользования.

233-246 10
Аннотация

Актуальность. В условиях ограниченного финансирования возрастает необходимость совершенствования системы зимнего содержания региональной сети автомобильных дорог, особенно оптимального распределения ресурсов.

Цель исследования. Разработка аналитической системы приоритетного распределения ресурсов (ПРР) в пределах муниципального района в системе зимнего содержания региональной сети автомобильных дорог.

Методы. В ходе исследования были применены методы анализа отечественного и зарубежного опыта решения задач совершенствования системы зимнего содержания дорог; формирования аналитической модели и методики построения аналитической системы ПРР для региональной сети автомобильных дорог.

Результаты. Предлагается решение проблемы обоснованного управления материальными и техническими ресурсами подрядной организации с помощью разработанной аналитической системы ПРР в зимнее время на региональной сети автомобильных дорог на территориях муниципальных центров.

247-268 9
Аннотация

Актуальность. Вопросы точности расчета параметров воздействия колес грузового транспорта на покрытие автомобильной дороги остаются актуальными в связи с увеличением интенсивности движения и нагрузок. Современные методики проектирования дорожных одежд, основанные на нормативных документах (ГОСТ Р 71404–2024), не всегда учитывают фактические условия эксплуатации шин и их влияние на покрытия. Это приводит к несоответствию расчетных данных реальному воздействию транспорных средств, что может приводить к ускоренному износу дорожного покрытия и снижению эксплуатационной надежности дорожной конструкции.

Цель исследования заключается в анализе и экспериментальной оценке параметров воздействия колес грузового транспорта на дорожные покрытия для уточнения расчетных значений давления, размера пятна контакта и температурных зависимостей.

Методы исследования включали анализ современных систем мониторинга изменения температуры воздуха, давления в шинах и осевых нагрузок, а также проведение натурных экспериментов в различных скоростных и климатических условиях. Был выполнен мониторинг указанных параметров при движении грузового автомобиля по автомобильным дорогам.

Результаты исследования. Выявлены закономерности изменения температуры и давления в шинах в зависимости от условий эксплуатации. Проведено сопоставление фактических значений внутреннего давления в шинах с расчетными. Показано, что традиционный подход, предполагающий неизменное внутреннее давление в шинах, не соответствует реальным условиям движения. Установлено, что фактические значения внутреннего давления в шинах значительно превышают расчетные значения, применяемые при проектировании дорожных одежд.

В завершение работы предложены направления дальнейших исследований для совершенствования методики расчета дорожных одежд с учетом фактических параметров воздействия транспортных средств.

269-279 15
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена несоответствием инфраструктуры снежных полигонов в урбанизированных районах Российской Федерации современным экологическим, инженерным и экономическим нормам. Проблемы, связанные с утилизацией снежных масс, а также существенные недостатки функционирования действующих полигонных комплексов требуют разработки научно обоснованных решений для проведения комплексной модернизации данных объектов. Создание снежных полигонов, отвечающих принципам устойчивого развития и экологической безопасности, представляет собой значимую научную задачу, требующую системного подхода и детального анализа.

Цель. Разработка современного снежного полигона, который будет отвечать современным экологическим, техническим и экономическим стандартам.

Проведен анализ состояния снежных полигонов на территории Российский Федерации, рассмотрены последствия их неэффективного функционирования и отсутствия, дана оценка их текущего состояния и выявлены основные проблемы, такие как загрязнение почвы и водоемов талыми водами, содержащими вредные вещества и твердые отходы.

Результаты. На основе полученных данных разработана модернизированная версия снежного полигона с асфальтобетонным покрытием и системой очистки талых вод. Предложенная конструкция позволяет предотвратить попадание загрязняющих веществ и твердых отходов от таянья снежных масс в почву и обеспечивает удаление привнесенной воды из основания и земляного полотна под площадкой.

Практическая значимость исследования подтверждается внедрением предложенной модернизированной версии снежного полигона в г. Тюмени, где объект успешно функционирует.

280-291 25
Аннотация

Актуальность. В Указе Президента Российской Федерации № 309 от 7 мая 2024 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.» определены показатели для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Согласно документу, к 2030 г. доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, должна составить: для дорог федерального значения и крупнейших городских агломераций − не менее 85 %; для опорной сети автомобильных дорог − не менее 85 %; региональных или межмуниципальных дорог − не менее 60 %. Однако для Западной Сибири существуют риски недостижения установленных показателей из-за недостаточного учета пучинистых свойств глинистых грунтов земляного полотна. Изменения в ГОСТ 28622–2012, внесенные в 2022 г., и появление новой приборной базы для оценки степени пучинистости грунтов обусловливают необходимость сопоставления результатов исследований, выполненных с применением различного оборудования.

Цель исследования: выполнить анализ результатов лабораторных испытаний степени пучинистости грунтов на установках различной конструкции для оценки целесообразности объединения их в единую генеральную совокупность.

Методы исследования включают сравнительные испытания на приборах различной конструкции, а также применение методов математической статистики для обработки и сопоставления полученных результатов.

Результаты. Выявлены существенные различия в результатах испытаний на установках ППГ1-М и ГТ 1.1.8. Показано, что объединение данных, полученных на разных установках, в единую генеральную совокупность для выявления новых связей и закономерностей нецелесообразно.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-1859 (Print)
ISSN 2310-0044 (Online)