АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Решение проблем безопасности городской среды имеет высокую актуальность. Целью статьи является поиск точек соприкосновения между теорией предотвращений преступлений средствами архитектуры и дизайна среды и между теорией устойчивого развития, а также изучение особенностей застройки российских городов и сравнение особенностей создания безопасной и комфортной среды в России и за рубежом. Сравниваются подходы к обеспечению безопасности различных типов жилой городской среды. На основании анализа исследований результативности разных подходов выявлены применимые и наиболее подходящие для российских городов принципы и средства обеспечения безопасности. Предлагаются способы включения архитектурно-планировочных средств обеспечения безопасности с привязкой к условиям застройки в городах России. В качестве трех важных аспектов выделены: использование экологически чистых местных материалов, применение вандалоустойчивых решений, использование озеленения и ландшафта как для целей безопасности, так и улучшения экологии.
Настоящая работа направлена на выработку принципов формирования архитектурно-градостроительной среды сельского туризма на территории Новошешминского района Республики Татарстан. Характеристика понятия «сельский туризм», всесторонний анализ туристского потенциала Новошешминского района и рассмотренный отечественный и зарубежный опыт позволили сформировать ряд принципов для создания комфортной туристской среды. В ходе исследования выявлены значимые аспекты организации инфраструктуры туризма в сельской местности и методы их корректного использования в заданных условиях, а именно на территории Новошешминского района. Выводы, полученные в ходе исследования, дают возможность дальнейшей проработки концепции устойчивого развития района.
Рассматривается возможность возрождения и дальнейшего преемственного развития исторической квартальной структуры планировки г. Новосибирска с учетом современных изменений в жизни городского организма в условиях постиндустриальной парадигмы открытого гуманитарного общества. Определяются условия возникновения традиционной квартальной планировки Новосибирска с учетом базовых факторов. Прослеживается динамика изменений квартальной структуры с учетом развития города и сочетания различных видов планировки и застройки Новосибирска как города, удобного для жизни.
Роль устойчивой архитектуры с внедрением инновационных технологий набирает свою значимость. На сегодняшний день поиск новых архитектурных решений тесно связан с приходом информационной эпохи, структурными процессами в культуре и природно-климатическими изменениями, что сводится к изучению актуальных проблем и задач в проектировании дошкольных образовательных организаций. Цель исследования – выявить современные тенденции устойчивого проектирования дошкольных образовательных организаций за рубежом. В статье рассматриваются реализованные проекты дошкольных образовательных организаций таких зарубежных стран, как Колумбия, Италия, Германия, Норвегия, Вьетнам, Китай, Южная Корея, Япония. Анализ проектов позволил выделить три основных принципа устойчивой архитектуры: экоустойчивость, интегративность и адаптивность. Результат исследования показал определенно новые тенденции в проектировании современных дошкольных образовательных организаций, которые могут стать основой для развития отечественной строительной мысли и качественного подхода к реализации будущих проектов дошкольных образовательных организаций.
Проведено исследование направлений использования цифровых технологий и 3D- моделей городов в решении градостроительных задач. Продемонстрирован опыт создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и специализированных интернет-ресурсов в Томске, показаны возможности их использования для графоаналитических исследований. Определены направления использования 3D-модели г. Томска для проведения проектных и изыскательских работ, связанных с моделированием паводковых процессов, выявлением нарушений в землепользовании и застройке, архитектурным проектированием и моделированием городской среды, установлением требований к сохранению архитектурного наследия.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
Одним из основных нормируемых теплотехнических показателей ограждающих конструкций является сопротивление теплопередаче. На территории стран СНГ находится огромное количество объектов недвижимости, спроектированных и возведенных в соответствии с устаревшими нормами по расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию, требованиями к теплозащитной оболочке зданий, что ведет к перерасходу энергии. Все объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию до ужесточения вышеупомянутых норм, требуют определения реальных теплотехнических характеристик ограждающих конструкций и приведение их в соответствие с действующим законодательством. В статье приведен анализ существующих методов определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций в натурных условиях, выявлены достоинства и недостатки данных методов. На основании фундаментальных исследований строительной теплофизики предложена математическая модель определения сопротивления теплопередаче в натурных условиях, учитывающая недостатки существующих методов.
В сборно-монолитных конструкциях особое место отводится качеству выполнения и конструктивной надѐжности контактного шва сопряжения сборного и монолитного бетона, как элементу, наиболее ответственному за обеспечение совместного деформирования разновозрастных бетонов, а нередко и бетонов разных видов и прочности. С целью изучения влияния вида шва сопряжения на его несущую способность при восприятии сдвигающих усилий авторами проведены экспериментальные исследования. Для выполнения исследований был использован специально изготовленный горизонтальный стенд, а также типовой вертикальный пресс, которые обеспечивали создание сдвигающего усилия в образцах по контактному шву сопряжения (лѐгкий монолитный и тяжѐлый сборный бетоны). В процессе проведения исследований рассматривались следующие варианты устройства шва: гладкая поверхность, где за счѐт сил адгезии и трения обеспечивалось сопряжение бетонов; шов сопряжения, выполняемый с использованием поперечной арматуры. В результате проведѐнной работы были определены конструктивные особенности характера исчерпания несущей способности контактного шва сопряжения бетонов разного возраста, вида и прочности в сборно-монолитной конструкции при сдвиге в зависимости от вида контактного шва. Проведѐн сопоставительный анализ полученных при экспериментальных исследованиях результатов с данными нормативных документов. Выявлено положительное влияние на несущую способность контактного шва наличия поперечной арматуры.
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные решения по изменению акустических параметров многоцелевых зрительных залов для симфонической и академической музыки без архитектурной реконструкции или полной перестройки. Проанализированы старые аналоговые и современные системы с цифровой обработкой звуковых сигналов, использующих технологии активного управления звуковым полем. Рассмотрен опыт инсталляции системы активного управления звуковым полем AFC3 в Большом зале Тюменской филармонии. Представлены графики структур ранних отражений, полученные в результате компьютерного акустического моделирования Большого зала. Приведены результаты контрольных измерений, подтверждающие эффективность решений. Собственное времени реверберации зала 1.1с. Cсистемой AFC3 время реверберации можно изменять до 2,65с. Кроме того, в Тюменской филармонии, впервые в России, построена электронная оболочка глубинно-колосниковой сцены, позволившая улучшить акустические условия музыкантов.
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ
Целью настоящей работы является разработка эффективной солнечной системы горячего водоснабжения, в которой исключаются тепловые потери накопленной тепловой энергии в баке-аккумуляторе за счет естественной конвекции теплоносителя в гидравлическом контуре коллекторов. Проведено натурное экспериментальное исследование негативного эффекта естественной конвекции в ночное время в опытно-промышленной гибридной солнечной системе горячего водоснабжения с использованием разработанного программноаппаратного комплекса с внешним доступом. Для северных территорий разработана, построена и испытана опытно-промышленная гибридная солнечная система с усовершенствованным гидравлическим контуром и программно-аппаратным комплексом диспетчеризации и управления потреблением энергоресурсов с удаленным доступом. Оснащение гидравлического контура коллекторов управляемым контроллером устройством отключения и включения движения теплоносителя позволяет для условий северных территорий повысить эффективность хранения накопленной тепловой энергии в баках-аккумуляторах и повысить солнечную фракцию систем горячего водоснабжения, снизить расходы топлива в дополнительных источниках системы и уменьшить выбросы вредных веществ от его сжигания. Установлено, что использование соленоидного клапана для исключения возникновения естественной конвекции позволяет повысить эффективность хранения накопленной тепловой энергии в баках-аккумуляторах не менее чем на 50 % и повысить солнечную фракцию систем не менее чем на 25 %.
Цикличный режим работы образовательных учреждений в отопительный период является причиной нестационарности внутренних теплопоступлений. В статье выполнен сравнительный анализ методик расчета величин внутренних теплопоступлений. Определен прирост температуры по методике Шкловера с учетом прерывистой теплоподачи. Проведены натурные исследования температурного режима учебной аудитории. На основании полученных данных установлен прирост температуры в течение рабочего дня, определена величина внутренних теплопоступлений. Полученные данные позволят в дальнейшем корректировать работу систем отопления, влиять на выбор теплоизоляционных систем и снижать расходы на энергоресурсы.
По предварительным расчетам оптимальное распределение расчетного перепада давления между участками сети газораспределения и газопотребления в зависимости от характера планировки и застройки населенного пункта позволяет снизить металло- и материалоѐмкость сетей до 10–15 % при снижении их стоимости до 4–5 % и является прогрессивным мероприятием. В настоящее время при проведении гидравлических расчетов сетей газораспределения целенаправленно распределением расчетного перепада давления не занимаются. Диаметр газопровода обычно подбирают по расчетному расходу газа и удельным потерям давления на единицу длины участков сети газораспределения. После чего проверяют условие соответствия и непревышения полученного перепада давления нормативному значению, установленному СП 42-101–2003. При невыполнении данного условия проводится некоторая корректировка диаметров из конструктивных соображений. Целью настоящей работы является проведение дополнительных исследований по обоснованию расчетного перепада давления в газораспределительной системе. Материалы и методы включают методику оценки эффективности распределения перепадов давления в сети газораспределения. Вопросу оптимального функционирования газораспределительных систем посвящено большое количество научных публикаций, однако полученные авторами решения и разработанные на их основе рекомендации носят фрагментарный, часто противоречивый характер, поскольку не учитывают всю полноту и многообразие взаимодействия системообразующих факторов. Проведенные исследования показали, что полученные значения расчетных потерь давления при применении бытовых газоиспользующих установок с пониженным номинальным давлением намного меньше установленных нормативными документами. Как следует из анализа полученных результатов, на величину удельных затрат в системе газоснабжения определяющее влияние оказывают характер застройки населенного пункта, плотность населения на газоснабжаемой территории, а также технические характеристики газоснабжаемых зданий.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
На сети железных дорог России продолжается активное внедрение инновационных тяжеловесных вагонов с нагрузкой на ось 25 - 27 тс и организация движения грузовых поездов повышенной массы и длины. Новые условия эксплуатации сооружений неизбежно приводят к необходимости оценки несущей способности, долговечности, скорости накопления усталостных повреждений и надежности этих конструкций. Кроме того, для железнодорожных мостов важными контролируемыми параметрами являются динамические характеристики (частоты и формы собственных колебаний, скорость их затухания, динамическая жесткость).
В статье рассмотрены особенности динамического взаимодействия неоднородных по структуре и разных по общему весу и длине поездов с мостовым сооружением при помощи численного моделирования в программном комплексе Midas Civil. Верификация расчетной модели осуществлена по динамическим параметрам пролетных строений (частотам собственных колебаний), которые были определены при обследовании моста с помощью системы Тензор-МС.
В результате расчетов был проведен модальный анализ конечно-элементной модели железнодорожного моста, позволивший установить низшие формы собственных колебаний. На основании численного моделирования взаимодействия подвижного состава с несущими конструкциями установлены неблагоприятные скорости движения поездов, приводящие к нарастанию амплитуды колебаний пролетных строений и опор, а также к увеличению динамического коэффициента несущих конструкций, с учетом конструктивных особенностей сооружения и состава подвижной нагрузки.Показано, что на линейной части магистральных нефтегазопроводов, проложенных на заболоченных участках трассы, под воздействием вертикального и осевого усилия, температурного перепада появляются плавающие участки протяженностью 150–300 м и более с арками выброса, прогиб которых достигает 1,01,5 м. Проведен расчет на продольную устойчивость выбранного участка трубопровода, проложенного по болоту. Полученные результаты свидетельствуют о том, что потеря продольной устойчивости в виде плавающих участков и арочного выброса связана с отсутствием в проекте на строительство трубопровода на заболоченном участке расчета на продольную устойчивость от воздействия продольных сил с учетом рельефа дна траншеи, характеризующего напряженно-деформированное состояние трубопровода. На основе осуществленного анализа сделан вывод о необходимости проведения более детальных изысканий под строительство магистральных нефтегазопроводов и учета профиля трассы при расчете продольной устойчивости трубопровода на заболоченных участках трассы на стадии проектирования.
В статье указана необходимость разработки стандарта организации с учѐтом региональных исследований, выполненных специалистами кафедры «Автомобильные дороги» Томского государственного архитектурно-строительного университета. Уточнено территориальное распространение линий границ дорожно-климатических зон с выделением однородных по геокомплексам дорожных районов на территории Томской области. Рекомендован комплекс расчѐтных значений характеристик глинистых грунтов для качественного проектирования нежѐстких дорожных одежд.
ISSN 2310-0044 (Online)