Особенности формирования коррекционно-развивающих учреждений для детей с ментальными особенностями
https://doi.org/10.31675/1607-1859-2025-27-3-127-135
EDN: LOJGVU
Аннотация
Рассмотрена необходимость разработки новых типов коррекционно-развивающих учреждений для детей с ментальными особенностями на основе анализа проблем их абилитации и социализации, что определяет актуальность настоящего исследования.
Цель работы заключалась в анализе истории развития инклюзивного образования и отношения к детям с ментальными особенностями в разные исторические периоды, выявлении проблем современных коррекционных учреждений и обосновании принципов проектирования специальной среды.
Результаты. В статье раскрыта важность создания условий, соответствующих реальным потребностям детей с ментальными особенностями и описаны задачи архитектора при проектировании специальной среды. Определена зависимость функциональной структуры учреждения от потребностей различных групп обучающихся. Для этого были выявлены два фактора, разделяющие воспитанников на группы по возрасту и по степени нарушения интеллекта. Это разделение определяет разные подходы к типологической структуре коррекционно-развивающих учреждений. На основе этого утверждения была представлена функционально-технологическая программа состава обязательных блоков и функций.
Об авторах
А. М. ВодянойРоссия
Водяной Андрей Михайлович, канд. архитектуры, профессор
344082, г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский, 39
Е. О. Шорбан
Россия
Шорбан Екатерина Олеговна, магистрант
344082, г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский, 39
Список литературы
1. Карелина И.Б., Туркина М.В. Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов // Universum: медицина и фармакология. 2016. № 11 (33). С. 28–34. EDN: WXTEBP
2. Соломатина С.Г., Жуковская И.А., Плахов Н.Н. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2014. С. 168–169.
3. Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Москва : Экзамен, 2003. 256 с. URL: https://pedlib.ru/ (дата обращения: 20.10.2023).
4. Малофеев И.И. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2000. Вып. 1. URL: https://alldef.ru/ (дата обращения: 22.12.2021).
5. Клочко А.Р., Топаева П.А. Современные тенденции в архитектурном проектировании инклюзивных школ // Строительство: наука и образование. 2021. Т. 11. Вып. 3. С. 24–30. EDN: KGCEWM. URL: http://nso-journal.ru DOI: 10.22227/2305-5502.2021.3.2
6. Антонова А.Ю. Архитектура антропософии при проектировании объектов инклюзивного образования // НОЭМА. 2019 № 3-S (3). С. 104–111. EDN: ATESAM
7. Умственная отсталость // Общая психопатология. Обучение. РОП. URL: https://psychiatr.ru/education/slide/367 (дата обращения: 10.02.2024).
8. Давыдов В.В. Научные достижения Д.Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии // Избранные психологические труды: [детская и педагогическая психология] / Д.Б. Эльконин. Москва : Педагогика, 1989. С. 5–25.
9. Суворова О.В., Жуковская И.А. Развитие детской субъектности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2 (2). С. 370–373. EDN: SGRUHV
10. Барсукова А.Е. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6. EDN: BAYWAO. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92580 (дата обращения: 12.02.2024).
11. Иванов А.В. К истории вопроса трудового обучения и воспитания учащихся с нарушением интеллекта // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 8. С. 67–70. EDN: PVQSPY. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-voprosa-trudovogoobucheniya-i-vospitaniya-uchaschihsya-s-narusheniem-intellekta
12. Афанасьева О.О., Вовк А.В., Семенихина М.А. Роль игротехнологий в процессе социализации детей-инвалидов // Наука. Образование. Современность. 2019. № 3–4. С. 49–56. EDN: HRIZTQ
13. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Плахов Н.Н. Гигиенические основы формирования культуры здорового образа жизни школьников // Гигиена и санитария. 2017. № 5. С. 463–466. DOI: 10.18821/0016-9900-2017-96-5-463-466. EDN: YSQDHL
Рецензия
Для цитирования:
Водяной А.М., Шорбан Е.О. Особенности формирования коррекционно-развивающих учреждений для детей с ментальными особенностями. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2025;27(3):127-135. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2025-27-3-127-135. EDN: LOJGVU
For citation:
Vodyanoi A.M., Shorban E.O. Formation of Special Institutions for Children with Special Development. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2025;27(3):127-135. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2025-27-3-127-135. EDN: LOJGVU