Preview

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета

Расширенный поиск

Градостроительная модель формирования образовательного кластера сельскохозяйственной специализации в структуре Казанской агломерации

https://doi.org/10.31675/1607-1859-2021-23-2-33-45

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование и развитие человеческого капитала определяется уровнем образования населения, качеством высшего и среднего специального образования. Происходят изменения в социальной, экономической, технологической, информационной областях, что требует соответствующей территориальной организации объектов высшего и среднего специального образования, а именно формирования образовательных кластеров различного профиля.

Цель исследования – разработка концепции пространственно-планировочной организации образовательного кластера в Казанской агломерации, определение его специфики и профиля с учетом социально-экономических предпосылок развития территории.

Материалами исследования выступали документы стратегического и территориального планирования различного масштабного уровня, материалы натурного анализа. Был проведен анализ и систематизация данных на основе изучения литературных источников, отечественного и зарубежного опыта проектирования образовательных кластеров, современных тенденций архитектурно-пространственной организации кампусов.

В результате исследования разработана градостроительная модель формирования образовательного кластера сельскохозяйственной специализации на территории Верхнеуслонского муниципального района и сформировано предложение по архитектурнопланировочной организации его ядра ‒ агрокампуса в г. Иннополисе. Формирование образовательного кластера агропрофиля на территории Верхнеуслонского муниципального района создаст новую точку роста Казанской агломерации. Такое решение направлено на преобразование сложившейся моноцентричной планировочной структуры Казанской агломерации. Размещение ядра образовательного кластера на территории Иннополиса позволит городу усилить градообразующую базу, будет способствовать его социально-экономическому развитию. Выявленные принципы размещения и формирования образовательных кластеров, архитектурно-градостроительные подходы к организации территории кампуса могут быть использованы для формирования других профильных образовательных кластеров в Республике Татарстан.

Об авторах

С. С. Егорова
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Егорова София Сергеевна, аспирант

Казань, ул. Зелѐная, 1



Ю. А. Закирова
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Закирова Юлия Александровна, канд. архитектуры, доцент

Казань, ул. Зелѐная, 1



Список литературы

1. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 43‒51.

2. Лизунов В.В. Роль кластеров в стратегическом планировании, инновационном развитии и конкурентоспособности регионов // Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17). С. 97‒108.

3. Середович С.В., Рязанцева И.В. Модель образовательного кластера как элемент инновационного развития вуза // Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). 2013. №. 1 (21). С. 123‒128.

4. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 102 с.

5. Тарасенко В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. Москва: Альпина Паблишер, 2015. 201 с.

6. Kovaleva T.Yu., Baleevskih V.G. Identification of the Educational Clusters in the Regional Economy: Theory, Methodology and Research Results (in Example of Perm Krai) // Journal of Econometrics and Financial Management. 2014. V. 2. № 4. P. 153–162. DOI: 10.12691/ijefm-2-4-7

7. Porter M. Clusters and the new economics of competition // Harv Bus Rev. 1998, Nov-Dec. № 76 (6). P. 77–90.

8. Майзель A.И., Хутиева Е.С. Перспективы развития инновационных кластеров в Санкт-Петербурге // Управленческое консультирование. 2017. № 10 (106). С. 128‒135. DOI: 10.22394/1726-1139-2017-10-128-135

9. Porter M. Location, Competition, and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy // Journal Economic Development Quarterly. 2000. V. 14. № 1. P. 15–34. DOI: 10.1177/089124240001400105

10. Батталова А.А., Батталов А.М. Основные преимущества страновых моделей, необходимые для формирования промышленных кластеров // Вестник евразийской науки. 2014. №1 (20).

11. Aitbayevaa G.D., Zhubanovaa М.К., Kulgildinovaa Т. А., Tusupbekovaa G. M., Uaisovaa G. I. Formation of Education Clusters as a Way to Improve Education // International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11. №. 9. P. 3053‒3064. DOI: 10.12973/ijese.2016.735a

12. Chernobrovina A., Shehovtsova L., Oboznyiy D. Concept of the educational cluster creating in the field of construction industry // MATEC Web of Conferences. 2017. № 106. 09006. DOI: 10.1051/matecconf/20171060

13. Бузина Т.С., Иванько Я.М. Информационное обеспечение моделей агропромышленных кластеров // Вестник ВГТУ. 2010. № 3. С. 53‒57.

14. Некрасов С.И., Некрасова Ю.А. Профессионально-образовательный кластер агропрофиля: расширение сферы влияния // Advances in Science and Technology : сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Москва: Научно-издательский центр «Актуальность. РФ», 2017. С. 131‒132.

15. Брундукова В.А., Денисенко Е.В. Принципы формирования образовательных центров // Известия КазГАСУ. 2018. № 3 (45). С. 81‒87.

16. Зобова М.Г. Современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования университетских кампусов // Вестник ОГУ. 2015. № 3 (178). С. 243‒248.

17. Akhtiamov I., Akhtiamova R. Architecture of innovative educational spaces of a university campus. On the example of SYSTEMS Centre of Engineering Systems in Construction at KSUAE (Kazan, Russia) // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2020. V. 890 article 012018. DOI: 10.1088/1757-899X/890/1/012018

18. Guide to the Creation of a Strategic Campus Master Plan // Office for Facilities Planning, National Facilities Division Department of Facilities Planning and Administration, Minister's Secretariat Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology. 2011. P. 62.

19. Özkana D.G., Alpaka E.M., Var M. Design and construction process in campus open spaces: A case study of Karadeniz Technical University // Urban design International. 2017. DOI: 10.1057/s41289-017-0041-0


Рецензия

Для цитирования:


Егорова С.С., Закирова Ю.А. Градостроительная модель формирования образовательного кластера сельскохозяйственной специализации в структуре Казанской агломерации. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021;23(2):33-45. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2021-23-2-33-45

For citation:


Egorova S.S., Zakirova Yu.A. City planning model of educational agricultural cluster in Kazan urban agglomeration. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2021;23(2):33-45. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2021-23-2-33-45

Просмотров: 487


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-1859 (Print)
ISSN 2310-0044 (Online)