Особенности определения продольной ровности покрытий автомобильных дорог профилометрами и универсальным дорожным курвиметром «Ровность»
https://doi.org/10.31675/1607-1859-2025-27-5-256-267
EDN: XKIHJU
Аннотация
В настоящее время применение дорожных профилометров является основным способом для определения продольной ровности покрытий автомобильных дорог в соответствии с действующими нормативами. Методы определения ровности дорожных покрытий с использованием профилометров принципиально отличаются от методов, в основе которых лежит нивелирование.
Цель работы – сравнительный анализ особенностей определения продольной ровности покрытий автомобильных дорог профилометрами и методом амплитуд.
Отличия между данными методами заключаются как в самих способах измерений амплитуд и длин неровностей, так и в организации работ, подготовке к измерениям и непосредственном их выполнении, точности и стабильности результатов измерений. Принципиально отличаются и факторы, влияющие на точность измерений
Для каждого профилометра требуется калибровка. Сущность калибровки заключается в сравнении данных, полученных профилометром, c данными короткошагового геометрического нивелирования, расчете масштабного коэффициента. Масштабный коэффициент позволяет учесть все индивидуальные особенности автомобиля и условия калибровки. При смене условий при измерениях учесть изменения масштабного коэффициента возможно аналитически, а практически это довольно сложный процесс. Основным ограничением короткошагового нивелирования на автомобильных дорогах является высокая трудоемкость при выполнении измерений. Данный метод может применяться в больших объемах при решении задачи автоматизации процесса нивелирования.
Выводы. В Сибирском государственном университете путей сообщения разработано устройство, обеспечивающее короткошаговое нивелирование в автоматическом режиме с шагом 5–15 см и точностью измерения приращений высот 1 мм. Прибор УДК «Ровность» обеспечивает измерение высотных отметок, определение амплитуд неровностей, длин неровностей с преобразованием данных в интегральные показатели в соответствии с требованиями. На точность измерений УДК «Ровность» не оказывают существенного влияния внешние факторы.
Об авторах
В. ЩербаковРоссия
Щербаков Владимир Васильевич, докт. техн. наук, профессор
630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191sk
С. С. Акимов
Россия
Акимов Сергей Сергеевич, инженер-технолог
630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191
О. В. Ковалева
Россия
Ковалева Ольга Владимировна, канд. техн. наук, доцент
630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191
Список литературы
1. Пегин П.А., Капский Д.В., Буртыль Ю.В. Разработка методики оценки продольной ровности дорожного покрытия при изменении прочности дорожных конструкций // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. № 4. С. 37–47. DOI: 10.20295/2223-9987-20224-37-47. EDN: UDGHIJ
2. Углова Е.В., Тиратурян А.Н., Шамраев Л.Г. Современный подход к оценке транспортноэксплуатационных показателей автомобильных дорог государственной компании «Российские автомобильные дороги» // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2016. № 1 (6). С. 38–51. DOI: 10.17273/CADGIS.2016.1.7. EDN: XAMXGZ
3. Маданбеков Н.Ж., Абышев Т.Б. Совершенствование методов определения ровности дорожных одежд в условиях Кыргызской Республики // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 10 (30). С. 72–78. EDN: ZRYLQB
4. Середович В.А., Алтынцев М.А., Егоров А.К. Определение индекса ровности дорожного покрытия по данным мобильного лазерного сканирования // Вестник СГУГиТ. 2017. Т. 22. № 3. С. 33–44. EDN: ZHICHF
5. Щербаков В.В., Акимов С.С., Ефимов Н.В. Приборы для определения ровности покрытия на автомобильных дорогах // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2023. Т. 1. № 1. С. 184–190. DOI: 10.33764/2618-981X-2023-1-1-184-190. EDN: GMLCEW
6. Кореневский В.В., Кнышов А.А., Мордик Е.А. Оптимизация методов диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 9. С. 198–202. DOI: 10.23672/SAE.2019.9.36819. EDN: UNIIUV
7. Щербаков В.В., Конкин А.В., Щербаков И.В., Ковалева О.В. Средства и методы измерения ровности покрытий автомобильных дорог // Дороги и мосты. 2021. № 1 (45). С. 61–74. EDN: UVQSAA
8. Щербаков В.В., Акимов С.С. Совершенствование метода измерения продольной ровности покрытий автомобильных дорог // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2024. № 2 (69). С. 106–114. DOI: 10.52170/1815-9265_2024_69_106. EDN: TNDCPN
9. Уроков А.Х. Анализ результатов ровности дорожного покрытия, полученных на различных устройствах // Молодой ученый. 2023. № 21 (468). С. 109–111. EDN: SRKDXR
10. Патент № 2820228 C1 Российская Федерация, МПК G01C 7/04, E01C 23/01. Устройство для определения ровности покрытия автомобильных дорог : № 2023127396 : заявл. 23.10.2023 : опубл. 31.05.2024 / Щербаков В.В., Щербаков И.В., Бунцев И.А., Акимов С.С. ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения». 12 с. EDN: WIAJVC
Рецензия
Для цитирования:
Щербаков В., Акимов С.С., Ковалева О.В. Особенности определения продольной ровности покрытий автомобильных дорог профилометрами и универсальным дорожным курвиметром «Ровность». Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2025;27(5):256-267. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2025-27-5-256-267. EDN: XKIHJU
For citation:
Shcherbakov V.V., Akimov S.S., Kovaleva O.V. Longitudinal Flatness of Road Pavements Measured with Profilometer and Universal Curvimeter “Rovnost''. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2025;27(5):256-267. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2025-27-5-256-267. EDN: XKIHJU






















