Предпосылки к теоретическим основам архитектурной организации открытых пространств в контексте формирования феномена «места»
https://doi.org/10.31675/1607-1859-2024-26-6-58-70
EDN: XLICOS
Аннотация
Актуальность. Архитектурно-пространственные качества объектов образования и науки играют важную роль в процессе формирования интеллектуальной и социально целостной личности. Автор статьи рассматривает аспект открытого образовательного публичного пространства как среду, в которой происходит взаимодействие архитектуры и ее пользователей.
Цель. Проанализировать архитектурную среду (на примере научно-образовательных центров) как пространство взаимодействия пользователей и их физического окружения и сформировать научные предпосылки к теоретическим основам организации феномена «места».
Материалы и методы. Рассматривается анализ функционального зонирования и развития пространств, феноменологический анализ, географическая концептуализация пространств.
Результаты, выводы. В результате исследования выявлено, что физическая среда влияет на ощущение места, но также является результатом человеческого восприятия, чувств, эмоций и интерпретаций. Данное заключение предоставляет дальнейшее «поле» исследования для формирования научных основ к созданию феномена «места» посредством архитектуры.
Об авторе
К. Е. ВавулинРоссия
Вавулин Константин Евгеньевич, научный сотрудник
105064, г. Москва, ул. Казакова, 15
Список литературы
1. Новиков А.М. Педагогика : словарь системы основных понятий. Москва : Изд-во ИЭТ, 2013. 268 с.
2. Соколова М.А. Формирование образовательных пространств при проектировании университетских кампусов // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. № 4 (45). С. 377–401. URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/27_sokolova/index.php
3. Попов А.В. Концепция архитектурного формирования кампусов вузов в России : специальность 2.1.12 : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Попов Алексей Владимирович. Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. 48 с.
4. Пивоваров Д.В. Пространство и граница // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. 2016. № 1 (149). С. 152–164.
5. Затяева Е.К. Феномен места в архитектурной среде мобильного поселения // Социальногуманитарное обозрение. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-mestav-arhitekturnoy-srede-mobilnogo-poseleniya (дата обращения: 23.09.2024).
6. Rapoport A. The meaning of the built environment: a nonverbal communication approach. Beverly Hills : Sage Publications, 1982. 224 p.
7. Kenney D.R., Dumont R., Kenney G. Mission and Place: Strengthening Learning and Community through Campus Design. Westport, CT : American Council on Education and Praeger Publishers, 2005. 286 p.
8. Edwards B. University Architecture. New York, NY : Spon Press, 2000. 204 p.
9. Есаулов Г.В. Об идентичности в архитектуре и градостроительстве // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 4. С. 12–18. URL: https://doi.org/10.22337/2077-9038-2018-4-12-18
10. Невлютов М.Р. Феноменологические концепции современной теории архитектуры // AMIT. 2015. № 3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologicheskie-kontseptsii-sovremennoy-teorii-arhitektury (дата обращения: 26.08.2024).
11. Gehl J. Life Between Buildings: Using Public Space. Washington D.C. : Island Press, 2006. 200 p.
12. Seamon D. A Geography of the Lifeworld: Movement, Rest, and Encounter. New York : St. Martin‘s Press, 1979. 227 p.
13. Seamon D. The Phenomenological Contribution to Environmental Psychology // Journal of Environmental Psychology. 1982. V. 2. № 2. P. 119–140.
14. Калуцков В.Н. Концептуализация географического пространства: ономастические аспекты // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-geograficheskogo-prostranstva-onomasticheskie-aspekty (дата обращения: 26.08.2024).
15. Kelly A., Mulrooney H. Belonging, the physical space of the university campus and how it is perceived by students: a quantitative analysis among a diverse student group. 2021. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1298352.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
16. Moore K. Overlooking the Visual: Demystifying the Art of Design. New York : Routledge. 2010, 272 p.
17. Seamon D. Lived Bodies, Place and Phenomenology: Implications for Human Rights and Environmental Justice // Journal of Human Rights and the Environment. 2013. V. 4. № 2. 25 p.
18. Jones O. Dwelling // International Encyclopedia of Human Geography / ed. N. Thrift. Oxford : Elsevier, 2009. 8250 p.
19. Norberg-Shulz Ch. Genius Loci: Towards a Phenomenology of Architecture. New York : Rizzoli, 1980. 213 p.
20. Abu-Ghazzeh T.M. Communicating Behavioral Research to Campus Design: Factors Affecting the Perception and Use of Outdoor Spaces at the University of Jordan // Environment and Behavior. 1999. V. 31. № 6. P. 764–804.
21. Dober R.P. Campus Planning. New York : Reinhold, 1996. 314 p.
22. Dober R.P. Campus Design. Ann Arbor, Michigan : Society of College and University Planning, 2003. 304 p.
23. Byles J. Taking Back the Streets // The New York Times. 2008. April 6. Retrieved 2010. 3 April. URL: https://www.nytimes.com/2008/04/06/nyregion/thecity/06stre.html (дата обращения: 10.12.2024).
24. A Guide to Neighborhood Placemaking in Chicago // Metropolitan Planning Council, Project for Public Spaces, 2008. URL: https://www.placemakingchicago.com/cmsfiles/placemaking_guide.pdf (дата обращения: 01.12.2024).
25. Seamon D. Body-Subject, Time-Space Routines, and Place-Ballets // The Human Experience of Space and Place / ed. A. Buttimer, D. Seamon. London : Croom Helm, 1980. 204 p.
Рецензия
Для цитирования:
Вавулин К.Е. Предпосылки к теоретическим основам архитектурной организации открытых пространств в контексте формирования феномена «места». Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024;26(6):58-70. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2024-26-6-58-70. EDN: XLICOS
For citation:
Vavulin K.E. Theoretical Foundations of Open Air Architecture for the Phenomenon of Place. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2024;26(6):58-70. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2024-26-6-58-70. EDN: XLICOS