Организация инклюзивности в театре в физической и цифровых средах
https://doi.org/10.31675/1607-1859-2024-26-4-86-101
Аннотация
Актуальность. Сложность с организацией инклюзивности в театральных учреждениях сохраняется и сегодня, что становится весьма значимой проблемой для групп людей с повышенными потребностями, когда отсутствие тех или иных решений и невозможность по разным причинам организовать их в здании напрямую влияет на посещаемость театров маломобильными гражданами.
Целью работы является изучение возможности и методов организации инклюзивности в театральных пространствах с помощью современных развивающихся технологий, таких как VR, AR, использование метавселенных и пр.
Методика исследования основана на анализе современных проектов, касающихся переориентации проектирования и строительства на инклюзивность и благополучие архитектурной среды зданий, и выявлении основных критериев, инструментов и альтернативных решений для их реализации. Анализируются способы использования современных технологий в театрах на примерах реально существующих проектов.
В результате рассмотрены и выявлены основные критерии для переориентации проектирования на архитектуру, учитывающую потребности групп маломобильных граждан. С ориентацией на существующие театральные проекты выявлена возможность использования технологий виртуальной и дополненной реальности, метавселенных и других в театральных пространствах.
Об авторе
А. А. СоколоваРоссия
Соколова Алина Анатольевна, аспирант
107031, Москва, ул. Рождественка, 11/4, корп. 1, стр. 4
Список литературы
1. Гилязова О.С. Виртуальная реальность и действительность: проблема соотношения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-2 (77). P. 40–43.
2. Данилов С.М. Онтологические основы виртуальной реальности в архитектуре // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 1. С. 56–59.
3. Елхова О.И. Иллюзия присутствия в виртуальном мире // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 4. С. 1386–1389.
4. Махина С.Т. Иммерсивность в современной культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. № 3. (52). С. 69–79. DOI 10.30725/2619-0303-2022-3-69-79
5. Никифорова А.А., Воронова Н.И. Иммерсивные практики в современном культурном пространстве (мировой и отечественный опыт) // Философия и культура. 2023. № 5. DOI: 10.7256/2454-0757.2023.5.40731
6. Полицковая Н.Г., Прокопцова В.П. Использование технологии виртуальной реальности в хореографическом искусстве // Культурная жизнь Юга России. 2021. № 2. (81). С. 69–79. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-2-69-79
7. Altomonte S., Allen J., Bluyssen P.M., Brager G., Heschong L., Loder A., Schiavon S., Veitch J.A., Wang L., Wargocki P. Ten Questions Concerning Well-Being in the Built Environment // Building and Environment. 2020. V. 180. P. 106949. DOI: https://doi.org/10.1016/j.buildenv.2020.106949
8. Barrell S. What Dreams May Come: A VR ‘Hamlet’ Puts Us in the Room. American Theatre. 2019. URL: https://www.americantheatre.org/2019/01/25/what-dreams-may-come-a-vr-hamlet-puts-us-in-the-room/ (дата обращения: 17.01.2024).
9. Brilli S., Gemini L., Giuliani F. Theatre Without Theatres: Investigating Access Barriers to Mediatized Theatre and Digital Liveness During the Covid-19 Pandemic // Poetics. 2023. V. 97. P. 101750. https://doi.org/10.1016/j.poetic.2022.101750
10. Gold B. Neurodivergency and Interdependent Creation: Breaking into Canadian Disability Arts // Studies in Social Justice. 2021. V. 15. № 2. P. 209–229.
11. Gold B., Bulmer A. Creative Enabling: Relations and Structures of Support for Disabled Artists // Canadian Theatre Review. 2022. V. 190. P. 19–23. https://doi.org/10.3138/ctr.190.004
12. Marshall A. Disabled People Fear Being Left Behind as U.K. Culture Venues Reopen. The New York Times. 2021. URL: https://www.nytimes.com/2021/05/21/arts/disabled-access-theatermuseums.html#:~:text=theater%2Dmuseums.html-,Disabled%20People%20Fear%20Being%20Left%20Behind%20as%20U.K.%20Culture%22Venues,provide%20it%2C%20but%20fears%20persist. (дата обращения: 21.01.2024).
13. Mauro R.S. Teófilo, Alvaro A.B. Lourenço, Juliana Postal, Yuri M.L.R. Silva, Vicente F. Lucena Jr. The Raising Role of Virtual Reality in Accessibility Systems // Procedia Computer Science : материалы Международного семинара по будущим тенденциям в ассистивных технологиях (FEAT 2019), 4–7 ноября 2019 г. Коимбра, Португалия. С. 671–677.
14. McArthur J.J., Powell C. Health and Wellness in Commercial Buildings: Systematic Review of Sustainable Building Rating Systems and Alignment with Contemporary Research // Building and Environment. 2020. V. 171. P. 106635. URL: https://doi.org/10.1016/j.buildenv.2019.106635
15. Won M., Ungu D.A.K., Henry Matovu H., Treagust D.F., Tsai C., Park J., Mocerino M., Tasker R. Diverse Approaches to Learning with Immersive Virtual Reality Identified from a Systematic Review // Computers & Education. 2023. V. 195. P. 104701. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104701
16. Zallio M., Clarkson P.J. Designing the Metaverse: A Study on Inclusion, Diversity, Equity, Accessibility and Safety for Digital Immersive Environments // Telematics and Informatics. 2022. V. 75. P. 101909. DOI: 10.1016/j.tele.2022.101909
17. Zallio M., Clarkson P. J. The Inclusive Design Canvas. A Strategic Design Template for Architectural Design Professionals // Proceedings of the Design Society. 2022. V. 2. P. 81–90. URL: https://doi.org/10.1016/j.buildenv.2020.106949
Рецензия
Для цитирования:
Соколова А.А. Организация инклюзивности в театре в физической и цифровых средах. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024;26(4):86-101. https://doi.org/10.31675/1607-1859-2024-26-4-86-101
For citation:
Sokolova A.A. Inclusivity in Physical and Digital Theater Environments. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. JOURNAL of Construction and Architecture. 2024;26(4):86-101. (In Russ.) https://doi.org/10.31675/1607-1859-2024-26-4-86-101